Глава ФНС Михаил Мишустин провел
мастер-класс, посвященный цифровизации налоговых органов, для финалистов
Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России».
Он обратил внимание, что налоговые администрации постепенно
трансформируются в адаптивные цифровые платформы, осваивая современные
бизнес-технологии. Их применение позволяет строить экономику знания и доверия,
ведь главный тренд развития налоговых администраций сегодня – быстрая и
бесконтактная работа с добросовестными налогоплательщиками, которые смогут
выполнять свои обязательства в пару кликов, не отвлекаясь от привычных дел. «В
атмосфере доверия они будут готовы делиться персональными данными, если
ведомство гарантирует защиту этой информации от утечек. Контрольно-надзорная же
деятельность будет сосредоточена на потенциальных нарушителях», - рассказал
глава ФНС России.
Михаил Мишустин отметил,
что ФНС с 1990 года занимается автоматизацией своей работы. За 30
лет был пройден путь от печатной машинки налогового инспектора до
информационной
системы, охватывающей почти все направления деятельности ФНС, и современных
центров обработки данных.
Налоговая служба обрабатывает информацию о 165,8 млн граждан России
и других государств, 4,1 млн юридических лиц и 3,97 млн индивидуальных предпринимателей.
При этом она ежегодно автоматически администрирует 76 млн налоговых деклараций,
15 млрд счетов-фактур по НДС и информацию по 250 млн сделок по трансфертному
ценообразованию. ФНС становится центром сбора, обработки и хранения
данных, создавая на основе их анализа новые продукты. Так, Служба активно
развивает электронные услуги: на ее официальном сайте представлено более 50
сервисов, которые позволяют налогоплательщикам решать большинство своих
вопросов онлайн, не посещая инспекцию.
В ходе мастер-класса глава ФНС России продемонстрировал работу
онлайн-касс, а также показал, как с помощью мобильного приложения «Мой налог» самозанятые могут регистрировать свой доход и
оплачивать налоги всего в пару кликов, не сдавая никакую отчетность. Для
удобства пользователей Налоговая служба разработала открытый API для
взаимодействия с банками и операторами электронных площадок. С его помощью они
смогут интегрировать функционал приложения «Мой налог» в свои программные
продукты и сервисы, а это еще больше упростит уплату НПД. Так, «Яндекс. Такси»
и «Ситимобил» уже отражают доходы самозанятых водителей, а Альфа-Банк
регистрирует граждан в качестве самозанятых и планирует в дальнейшем развивать
возможности по применению режима НПД для
своих клиентов.
«В перспективе цифровые технологии позволят повысить прозрачность
экономики для всех субъектов РФ, улучшить качество бюджетного планирования и
гарантировать стабильность поступления доходов в бюджет страны», - завершил
свое выступление Михаил Мишустин.
Более подробно см. здесь.