Одним из основных инициаторов корректировки тех или иных поправок в
НК РФ традиционно является Минфин, в компетенцию которого входит проведение от
имени Правительства государственной налоговой политики. Не будет
исключением и 2019 год.
Так, еще в сентябре
2018 года Минфин приступил к разработке дополнений и изменений в НК РФ
в целях реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и
таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг.
Законопроект так и называется «О внесении изменений в
части первую и вторую НК РФ» (в части реализации положений Основных направлений
бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый
период 2020 и 2021 годы)».
15 марта Минфин
приступил к публичному обсуждению своего проекта, разместив его на официальном сайте для размещения информации о
подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных
правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Цель разработки
проекта – устранение проблемных вопросов, выявленных в результате анализа
действующего законодательства РФ о
налогах и сборах и его совершенствование
Необходимо отметить, что проект достаточно объемный (130 страниц) и
комплексный, т.к. своими изменениями затрагивает положения как первой части НК
РФ по поводу налогового администрирования, так и части второй НК РФ в части
исчисления и уплаты конкретных налоговых
платежей.
Так, предполагается, что:
·
физлица получат право предоставлять годовую
декларацию о доходах (3-НДФЛ) через МФЦ. Кроме того, подать заявления на льготы
по имущественным налогам физлица смогут через МФЦ. Данная поправка, в
общем то, особой сенсацией не является, т.к. уже на протяжении нескольких лет
МФЦ передается все больше тех или иных
налоговых полномочий;
·
кроме налога на имущество, земельного налога и
транспортного налога в состав единого налогового платежа (ст.45.1 НК РФ)
включается еще и НДФЛ, если его налоговый агент не удержал по каким-то причинам
(тоже, отнюдь, не сенсация, т.к. включение еще одного личного налогового
платежа в единый налоговый платеж это скорее технический момент);
·
реестр ЗАГСа, который с 1 января 2018 года
находится в ведении ФНС РФ будет использоваться для учета физических лиц, что
должно в перспективе упростить работу по их учету;
·
в ст. 31 НК будут внесены поправки о способах
информирования налогоплательщиков. Так предполагается, что налоговые инспекции
будут вправе информировать налогоплательщиков и др. обязанных лиц
о наличии у них недоимки (пени, штрафа, процентам) через
СМС-сообщения или электронной почты
или каким-то иными способами, не противоречащими
законодательству РФ. Причем периодичность информирования – не чаще одного раза в квартал;
·
НДС: в
целях исключения возможности использования схем ухода от обложения
НДС при реорганизации организаций и применения правопреемником
спецналогрежимов, предусматривается восстановление правопреемником сумм
НДС по товарам (работам, услугам), в том числе ОС, НМА
и имущественным правам, полученным при реорганизации, ранее принятых
к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего
использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых
НДС в связи с переходом на спецрежим (об этом и Минфин и ФНС
говорили уже давно);
·
НДФЛ:
право на применение имущественного
вычета при приобретении жилья в части расходов на погашение % по кредитам (займам) будут давать не
только в случае, когда заем получен от банков, но и от организаций, если такие
займы выданы в соответствии
с программами помощи
отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшихся
в сложной финансовой ситуации, утв.Правительством
РФ;
·
НДФЛ:
предполагается корректировка получения имущественного вычета на детей;
·
будут уточнены особенности применения
имущественного налогового вычета в случае, когда НДФЛ подлежал исчислению с полученного в дар имущества,
а также повторно — при продаже такого имущества. Цель подобных
поправок очевидна – устранить двойное налогообложение фактически одного и того
же имущества;
·
налоговым агентам, имеющим несколько
обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, будет предоставлено
право уплачивать удержанные суммы НДФЛ
в бюджет по месту нахождения
одного из таких обособленных подразделений. При этом агент сам будет выбирает
по какому обособленному подразделению ему осуществлять уплату, уведомив
налоговый орган в установленном порядке. Такой же порядок будет
распространен и на налоговую отчетность
в данной ситуации;
·
физлица, при продаже ценных бумаг будут
освобождены от обязанности декларировать эти свои доходы. В данной
ситуации планируется ввести механизм уплаты налога через налогового агента,
которым станут организации и ИП, осуществляющие такие выплаты физлицам
по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг;
·
сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в электронном
виде должны будут налоговые агенты при численности физлиц от 10 человек
(сейчас — 25);
·
если налогоплательщик-физлицо получил в дар
недвижимость и продал недвижимость, но декларацию 3-НДФЛ
не сдал, налоговый орган сможет провести камеральную налоговую проверку и
без декларации, на основании тех сведений, которые у них имеются. То
есть получается, что если физлицо не представило налоговую декларацию,
налоговая инспекция всё равно будет иметь возможность исчислить НДФЛ к уплате;
·
доходы, получаемые региональными
или муниципальными музеями, театрами и библиотеками будут исчислять налог на прибыль по ставке 0 %;
·
нулевая ставка по налогу на прибыль в отношении организаций, осуществляющих
образовательную и медицинскую деятельность утратит временный характер и станет
постоянно действующей нормой НК РФ (о чем, кстати, и говорил Президент в своем
послании к Федеральному собранию 20 февраля 2019 года);
·
для того, чтобы устранить агрессивный метод
налоговой оптимизации по налогу на
прибыль в процессе «присоединения
убытков» при реорганизации предприятий, а также для того, чтобы исключить
возможность возврата излишне уплаченного налога на прибыль срок,
превышающий 3 года со дня уплаты указанной суммы налога, путем
внесения исправлений в налоговую декларацию текущего периода, будет введен
особый порядок учета соответствующих показателей;
·
организации и ИП, занимающиеся
производством подакцизных товаров, не вправе будут переходить на ЕСХН за исключением подакцизных
товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья — винограда собственного производства, относящихся к продукции
первичной переработки из с/х сырья собственного производства, перечень
которой утвержден Правительством РФ;
·
будет введен запрет на применение ЕНВД и ПСН в отношении торговли
маркированными товарами;
·
для ИП на ПСН будет откорректирована методика определения численности
работников, в частности, не будут учитываться сотрудники, которые задействованы
в деятельности по другим режимам;
·
для ИП на ПСН
появится возможность купить патент на срок менее месяца (мы об этом
говорили еще в 2009 году);
·
как и предлагал Президент РФ в своих поручениях Правительству по итогам
Послания к Федеральному собранию рост размера земельного налог для физлиц будет ограничен по аналогии с налогом
на имущество – повышаться налог будет не более чем на 10 % в
год;
·
многодетным родителям предоставят вычет по земельному налогу в размере
кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка,
а также дополнительно по налогу на имущество в размере 5 кв. метров
в отношении квартиры и в размере 7 кв. метров
в отношении жилого дома (и это положение тоже из Послания Президента РФ
Федеральному Собранию);
·
сдавать РСВ (страховые взносы) по месту
своего нахождения могут только те обособленные
подразделения организации, которым организацией открыты счета в банках и которые
наделены полномочиями начислять и производить выплаты в пользу
физлиц;
·
будет изменен порог минимальной численности
работников с 25 до 10 человек, при которой
плательщики страх/взносов обязаны представлять РСВ в электронной форме.