Одним из самых ожидаемых вопросов в сфере налогов в 2019 году,
является решение вопроса о юридической судьбе так называемых неналоговых
платежей. Последние события показывают, что работа по урегулировании проблемы,
которая не может разрешиться аж с 1991 года, ведется достаточно активно.
Так, в начале марта Минфин сообщил,
что подвел промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию
неналоговых платежей — доклад отправлен в Правительство РФ. В результате
инвентаризации в НК будут погружены шесть платежей — утилизационный,
экологический и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую
среду, плата с грузовиков через систему «Платон» и сбор с операторов связи. По
данным Федерального казначейства в общей
сложности в 2018 г. они пополнили бюджет
на 316,6 млрд руб., больше всего принес утилизационный сбор – более 260 млрд
руб.
Решить проблему роста числа неналоговых платежей бизнес просил
несколько лет. При общей налоговой нагрузке в 31% ВВП неналоговая нагрузка в 2017 г. составила 0,79%,
оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной
политики.
Следом за «первой шестеркой платежей» в НК будут включены платежи,
схожие по своей природе с госпошлинами. «Речь идет, в частности, о плате,
взимаемой за сведения из различных государственных реестров и регистров.
Инвентаризация выявила около двух сотен таких реестров»,— поясняет Минфин,
добавляя, что еще предстоит «внимательно проанализировать экономическую
обоснованность» этих платежей. Также министерство предлагает к кодификации
патентные пошлины и ряд платежей за обязательную госэкспертизу документации.
Ситуацию с оставшимися неналоговыми платежами, например, со
связанными с получением обязательных услуг или компенсацией вреда, Минфин
предлагает детально поработать уже с отраслевыми министерствами. В целом,
заключает Минфин, уже «создан фундамент» для того, чтобы дальнейшая проработка
регулирования неналоговых платежей велась на уровне отраслевого
законодательства.
Избранный подход, по мнению Минфина, позволит не только решить
проблему непредсказуемости «квазиналогов», которая в последние годы вызывала
серьезную обеспокоенность бизнеса, но и решить назревшие проблемы в отраслевом
регулировании.
Однако избранный подход Минфина не нравится бизнесу. Прежде всего,
бизнес против включения в НК РФ шести квазиналоговых платежей (принципиальное
решение об этом было принято правительством еще осенью).
В РСПП, ТПП и «Опоре России» сообщили, что готовят обращение к
Владимиру Путину, в котором попросят не включать в НК платежи в запланированном
Минфином виде. Бизнес-объединения предлагали принять отдельный закон по «неналогам»
и создать реестр таких платежей, что позволило бы прекратить практику их
бесконтрольного введения и изменения.
Глава «Опоры России» Александр Калинин отмечает, что «по факту
вместо упорядочивания неналоговых платежей вводятся шесть новых налогов, которые
касаются не только предпринимателей, но и всех граждан — в частности, курортный
сбор». «Это вызовет не только увеличение налоговой нагрузки на бизнес, но и
приведет к дополнительным основаниям для уголовной и административной
ответственности предпринимателей»,— говорит А. Калинин. Он отмечает, что сейчас
на сборы не распространяются нормы Уголовного и Уголовно-процессуального
кодексов, пени, блокировки счетов и т. д.— с введением их в НК все это
изменится. В «Опоре» также указывают, что сборы предусматривают механизм вычета
компенсационных мероприятий, на налоговые платежи это не распространяется.
Бизнес-объединения настаивают на том, чтобы при кодификации был
сохранен целевой характер ряда сборов и механизм арбитража, при котором
плательщик сбора, к примеру, утилизационного, мог сам решать — платить сбор
государству или самому утилизировать. К тому же важно продумать вопрос
смягчения режима санкций за неуплату платежей, вновь включенных в НК. Минфин
уже пояснил, что предлагает установить десятилетний мораторий на уголовную
ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в НК РФ и
повысить порог, при котором она будет наступать.