Практически впервые с 1991 года властями предпринята более менее
реальная попытка урегулирования проблемы взимания неналоговых платежей.
Напомним, что в настоящий момент в нашей стране наряду с налоговой
системы, действует как бы параллельная квази-налоговая система, состоящая из
платежей, которые по сути являются налоговыми, но по форме к таковым не
относятся и, соответственно, их исчисление и уплата НК РФ не регулируется.
Такое положение дел сохраняется уже почти 30 лет, несмотря на судебную практику
Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также несмотря на критику
подобной ситуации бизнес-сообществом и постоянные попытки Правительства РФ (в
частности Минфина в 2017 г.
) так или иначе эту проблему разрешить.
И вот 1 апреля,
началось публичное
обсуждение Проекта Федерального закона «О внесении
изменений в части первую и вторую НК РФ (в части включения отдельных
неналоговых платежей в НК РФ)», т.к. Минфин опубликовал
соответствующий проект на сайте нормативных актов.
Согласно законопроекту НК РФ планируется дополнить новыми главами,
посвященными уплате:
- экологического налога (предполагается, что данный налог заменит
собой плату за
негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную
Федеральным законом «Об охране окружающей среды»);
- утилизационного сбора (вводится взамен существующих
экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии с Федеральным
законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- сбора за пользование автомобильными дорогами федерального
значения (введение указанного сбора предусматривает замену действующего
неналогового платежа - платы в счет возмещения вреда, причиняемого
автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными
средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн);
- налога на операторов сети связи общего пользования (это новый
платеж, налоговой базой для расчета которого будут являться доходы, полученные
от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего
пользования, со ставкой налога в размере 1,2 %);
- гостиничного сбора (это новый сбор, уплачиваемый организациями и
физлицами, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по
временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Полномочия по
установлению конкретных ставок предлагается предоставить органам местного самоуправления,
в НК РФ предполагается закрепить лишь максимальное значение).