Форум по налоговому администрированию ОЭСР – это самая крупная и
авторитетная международная площадка для обмена опытом и информацией в налоговой
сфере. Форум объединяет руководителей 53 самых передовых налоговых
администраций мира, включая все страны ОЭСР и G20, а также некоторых
развивающихся стран. Пленарные заседания Форума являются высшим органом
управления его работой и проводятся раз в 18 месяцев.
С 25 по 28 марта в столице Чили Сантьяго прошло заседание Бюро
Форума FTA и XII пленарное заседание Форума по налоговому администрированию
ОЭСР, в котором приняли руководители 46 налоговых администраций мира. По итогам
заседания принято совместное Коммюнике, согласно которому в ближайшее время
Форум сосредоточится на четырех ключевых направлениях:
1.
Развитие имплементации плана BEPS и повышении налоговой
определенности.
Так, было решено активизировать работу по совместным трансграничным
налоговым проверкам, координировать международные усилия по оценке и управлению
рисками, изучить
возможности расширенного использования взаимосогласительных
процедур и соглашений о ценообразовании.
Кроме того, планируется расширить пилотный проект международной
программы по обеспечению соблюдения налоговой дисциплины - ICAP 2.0. Он
позволяет компаниям, которые добровольно подают страновую отчетность (Country
by Country reporting – CbC), объяснить, как она устроена, представителям сразу
всех налоговых служб. Налоговики в течение шести недель совместно оценивают
риски компаний, например трансфертного ценообразования. Компания получает
единый ответ сразу от всех стран, в котором описаны налоговые риски и сроки, в
которые можно их исправить. Они получают гарантию, что после снятия всех
вопросов новых претензий не возникнет ни от одной юрисдикции. ФНС России рассматривает
возможность присоединения к данному новому механизму налогового контроля (более подробно см. здесь).
2.
Укрепление международного сотрудничества.
В рамках данного направления решено сосредоточить усилия на двух
ключевых моментах. Во-первых, поиске способов повышения эффективности
использования информации по финансовым счетам, полученной в автоматическом
режиме
Во-вторых, страны согласились с необходимостью объединить усилия по
взаимодействию с платформами-участниками экономики совместного пользования и
свободного заработка. В частности, принято решение о разработке стандартных
форм отчетности для таких платформ и работающих в них продавцов.
3.
Цифровизация налогового администрирования.
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин выступил с одним из
ключевых докладов на тему «Цифровая трансформация: цели и стратегия». Он также
представил вариант адаптивной цифровой платформы налогового администрирования,
который сейчас разрабатывает ФНС России.
«Служба создает виртуальную транзакционную среду. Это замкнутая
цифровая экосистема, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать
сделки, что сделает экономику прозрачной по умолчанию. Больше не нужно будет
подавать налоговые декларации. ФНС России сможет автоматически исчислять и
удерживать налоги даже в момент транзакций», - пояснил Михаил Мишустин.
Он подчеркнул, что вход налогоплательщиков в эту транзакционную
среду должен начинаться с простой онлайн-регистрации. Акцент сделан на
мобильные приложения и другие цифровые инструменты, которые делают налоговое
администрирование незаметным и удобным для налогоплательщика, но в то же время
обеспечат прозрачность экономики и исполнение требований налогового
законодательства (более подробно см. здесь).
Также в ближайшем будущем Форум приступит к разработке долгосрочной
стратегии цифрового развития налоговых органов до 2030 года и формированию
видения налоговой администрации будущего. ФНС России примет активное участие в
этом проекте, а также продолжит курирование Сообщества по цифровой
трансформации.
4. Содействие в наращивании налогового
потенциала в развивающихся странах.
В данной сфере достигнута договоренность о расширении базы знаний
налоговых органов и совершенствовании электронных программ обучения (более подробно см. здесь).