22 мая в ГосДуму внесен
инициированный Правительством РФ законопроект № 715756-7 «О внесении изменений в ст. 284-4 НК РФ (в части
совершенствования налогообложения резидентов территорий опережающего
социально-экономического развития)».
В целях исключения случаев неоправданного лишения резидентов ТОР или свободного порта Владивосток права на применение налоговых преференций по налогу на прибыль, предлагается внести изменения, исключающие положительные курсовые разницы из расчета доли 90 % доходов, полученных от осуществления деятельности на территории ТОР либо СПВ, по аналогии с уже действующим механизмом для участников региональных инвестиционных проектов.
Также предлагается внести изменения, исключающие курсовые разницы из расчета первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности ТОР и СПВ, декларирование которой будет являться началом льготного исчисления срока для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
Комментарий от А.В. Брызгалина: Могу предположить, что подобная инициатива возникла по
материалам судебно-арбитражной практики. Так, еще в 2017 году Верховный Суд РФ рассматривал дело, когда одно из предприятий ОЭЗ лишили налоговых льгот именно в части курсовой разницы.
Тогда Верховный Суд РФ указал, что для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной ОЭЗ (которая установлена региональным законом) значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность (Определение СКЭС ВС РФ от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355
В целях исключения случаев неоправданного лишения резидентов ТОР или свободного порта Владивосток права на применение налоговых преференций по налогу на прибыль, предлагается внести изменения, исключающие положительные курсовые разницы из расчета доли 90 % доходов, полученных от осуществления деятельности на территории ТОР либо СПВ, по аналогии с уже действующим механизмом для участников региональных инвестиционных проектов.
Также предлагается внести изменения, исключающие курсовые разницы из расчета первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности ТОР и СПВ, декларирование которой будет являться началом льготного исчисления срока для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
Комментарий от А.В. Брызгалина: Могу предположить, что подобная инициатива возникла по
материалам судебно-арбитражной практики. Так, еще в 2017 году Верховный Суд РФ рассматривал дело, когда одно из предприятий ОЭЗ лишили налоговых льгот именно в части курсовой разницы.
Тогда Верховный Суд РФ указал, что для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной ОЭЗ (которая установлена региональным законом) значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность (Определение СКЭС ВС РФ от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355
(дело № А55-12793/2016). Более подробно о том деле, см. здесь.