Страницы

вторник, 11 июня 2019 г.

СКЭС ВС РФ вынесена «мотивировка» по делу о квалификации паросилового цеха в качестве объекта ОПХ (дело № А11-6890/2017)

29 мая Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ были рассмотрены вопросы применения ст. 275.1 НК РФ (налогообложение подразделений обслуживания производств и хозяйств). Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 31.05.2019 № 301-ЭС19-756 по делу № А11-6890/2017).
Фабула дела: основным видом деятельности налогоплательщика является производство радиоаппаратуры, дополнительным - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. На балансе налогоплательщика находится паросиловой цех, являющийся самостоятельным структурным подразделением и осуществляющий обеспечение других цехов и подразделений завода горячим и холодным водоснабжением, паром по заявкам
и по потребностям, в зимнее время поддержание в бытовых и производственных помещениях цехов и отделов нормальных климатических условий.
По результатам налоговой проверки налоговый орган счел, что паросиловой цех № 617 относится к объектам обслуживающих производств, в связи с чем налоговая база по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием цеха, подлежит определению с учетом положений ст. 275.1 НК РФ. Суды согласились с данной позицией налогового органа.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия указала, что основополагающим критерием для отнесения деятельности к осуществляемой через объекты ОПХ, является направленность понесенных затрат на удовлетворение социальных, бытовых и культурных нужд граждан (работников и жителей соответствующих населенных пунктов) за счет выделенного налогоплательщиком на эти цели финансирования.
Налогоплательщик указывал, что паросиловой цех относится к вспомогательному производству, основная задача которого – обеспечение тепловой энергией основного производства, а не удовлетворение жилищных или социально-культурных нужд работников общества и населения, и не обслуживание иных личных потребностей граждан.
Суды не дали оценки данным доводам налогоплательщика, ограничившись констатацией того, что объекты теплоснабжения упомянуты в ст. 275.1 НК РФ в качестве объектов ОПХ и конечными потребителями части реализованной обществом тепловой энергии оказываются физические лица – жители домов. Однако такой подход не учитывает положения п. 1 ст. 252 НК РФ, и приводит к тому, что налогоплательщик не вправе учесть для целей налогообложения экономически обоснованные расходы, понесенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода, только по той причине, что его предпринимательская деятельность осуществляется с использованием объектов теплоснабжения, имеющих присоединенные сети.