В нем КС признал ст. 1 Закона Мурманской области «О патентной
системе налогообложения на территории Мурманской области» и положения таблицы №
5 приложения к нему (в действующей редакции - таблица № 4) не соответствующими
Конституции РФ. В данных нормах размер потенциально возможного к получению ИП
годового дохода по виду предпринимательской деятельности «Сдача в аренду (наем)
жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих
индивидуальному предпринимателю на праве собственности» установлен в
зависимости от количества обособленных объектов (площадей): при их количестве
до 1 включительно размер потенциально возможного к получению годового дохода
составляет 600 000 руб.; при количестве от 2 и более - 600 000 руб. в расчете
на каждый обособленный объект (площадь), но не более 10 000 000 руб.
Правоприменительные органы исходили из необходимости определения
обособленных объектов на основании заключенных налогоплательщиком договоров
аренды. Соответственно, в случае сдачи в аренду здания или ряда помещений в
одном здании на основании одного договора аренды это будет считаться одним
обособленным объектом для целей налогообложения. Но если тот же ИП сдаст в
аренду здание или ряд помещений в нем по отдельным договорам аренды, то
налоговая нагрузка возрастет многократно при тех же самых характеристиках
недвижимого имущества. В таком случае определение количества обособленных
объектов исходя из количества заключенных договоров аренды - притом что площадь
помещения, сдаваемого в аренду по этим договорам, может существенно различаться
- приводит к тому, что размер налогового бремени может увеличиваться
непропорционально полученному налогоплательщиком от данного вида деятельности
доходу.
КС указал, что такая нормативная дифференциация размера
потенциально возможного к получению ИП годового дохода не позволяет однозначно
установить, что рассматривается в качестве обособленного объекта, и это
порождает вопрос о том, что является действительным объективным экономическим показателем
конкретного объекта в рамках ПСН, который позволил бы определить справедливый и
обоснованный размер налогового бремени для каждого ИП, сдающего помещения в
аренду.