Постановлением
Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 утверждены общие требования к порядку
и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципалитетов. Концепция
Минфина в сфере контроля объемов и эффективности налоговых льгот,
сформулированная в 2017 г., запускается по временной схеме. С 2020 г. уже в
постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые
будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части
федеральных субсидии.
Документ предполагает сведение с 2020 г. всех налоговых льгот,
предоставляемых регионами и муниципалитетами, в единые реестры их налоговых
расходов — с указанием общего объема таких льгот.
В реестрах льготы будут разделены по специализации на социальные
(их 8%), стимулирующие (72%) и технические (20%), а также по направлениям — в
рамках каких госпрограмм субъекта
или их структурных элементов, на основании
каких нормативных документов и кем они предоставляются. Необходимо указывать
общие суммы предоставляемых регионом или муниципалитетом налоговых скидок и
оценку эффективности их использования. Для этого управления ФНС должны будут
предоставлять региональным и местным администрациям подробную детализацию
(фискальные характеристики) налоговых расходов — выборку данных,
демонстрирующих объем предоставленных льгот, количество получателей и объем налогов,
задекларированных ими для уплаты в региональный или местный бюджет. Для
стимулирующих налоговых льгот, кроме того, УФНС будут предоставлять
ретроспективные данные за шесть предшествующих лет.
Оценка эффективности льгот проводится их кураторами (региональными
и местными чиновниками, ответственными за их предоставление) по двум параметрам
— соответствию целевому назначению и эффективности.