3
июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен
вопрос об ответственности учреждения за представление недостоверных сведений о
застрахованных лицах по форме СЗВ-М, с учетом внесения в них дополнений. Дело
рассмотрено в пользу страхователя (Определение
ВС РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018).
Фабула дела: по
результатам проверки дополнительно представленных учреждением сведений по форме
СЗВ-М за октябрь 2016 г. в отношении четырех застрахованных лиц, которые не
были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, ПФР пришел к
выводу о представлении учреждением неполных и недостоверных сведений о
застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. и привлек учреждение к
ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №
27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования». Неуплата учреждением штрафа послужила основанием для
обращения ПФР в арбитражный суд за его взысканием.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций отказали ПФР в удовлетворении
требований,
исходя из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения
ПФР, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление)
представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем
представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи
с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к
учреждению финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
АС СКО отменил решения
нижестоящих судов и удовлетворил требования ПФР, ссылаясь на то, что
дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах были
представлены учреждением после получения уведомления ПФР об ошибке, т.е. ошибка
была обнаружена ПФР. Кроме того, представление учреждением дополнительных
(корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не может
рассматриваться как исправление ранее представленных сведений, поскольку эти
сведения ранее не представлялись и являются новыми.
СКЭС ВС РФ отменила
постановление АС СКО и оставила в силе решения судов I и апелляционной
инстанций. Экономколлегия указала, что из анализа норм действующего пенсионного
законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных
страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного
выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений
в контролирующие органы. Указанный подход подлежит распространению также и на
страхователей, представивших в органы ПФР уточненные (исправленные)
индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых
соответствующим органом ПФР страхователю вручено уведомление об устранении
имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения
установленного срока.