Страницы

четверг, 11 июля 2019 г.

СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрен вопрос об ответственности за недостоверные сведения по форме СЗВ-М (дело № А22-1060/2018)


Фабула дела: по результатам проверки дополнительно представленных учреждением сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. в отношении четырех застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, ПФР пришел к выводу о представлении учреждением неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. и привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Неуплата учреждением штрафа послужила основанием для обращения ПФР в арбитражный суд за его взысканием.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций отказали ПФР в удовлетворении требований,
исходя из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения ПФР, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
АС СКО отменил решения нижестоящих судов и удовлетворил требования ПФР, ссылаясь на то, что дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах были представлены учреждением после получения уведомления ПФР об ошибке, т.е. ошибка была обнаружена ПФР. Кроме того, представление учреждением дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не может рассматриваться как исправление ранее представленных сведений, поскольку эти сведения ранее не представлялись и являются новыми.
СКЭС ВС РФ отменила постановление АС СКО и оставила в силе решения судов I и апелляционной инстанций. Экономколлегия указала, что из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы. Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом ПФР страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.