26 июня Судебной
коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли
налогоплательщик, утративший право на применение УСН, вновь применять УСН без
подачи уведомления в налоговый орган. Дело рассмотрено в пользу
налогоплательщика (Определение ВС РФ от 02.07.2019 №
310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017).
Фабула дела: с 01.01.2006 налогоплательщик применял УСН на
основании уведомления, выданного налоговым органом. С 2007 по 2012 гг.
налогоплательщик не соответствовал требованиям подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку его единственным участником
являлось ООО, что свидетельствует об утрате им права на применение УСН и
необходимости применения ОСНО. Налогоплательщик перешел на УСН с 2013 г.,
поскольку вновь стал соответствовать критериям УСН, однако заявление о переходе
на УСН налогоплательщик в
налоговый орган не представил. По итогам ВНП за
2013-2015 гг. налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги по ОСНО.
Арбитражные суды трех инстанций отказали налогоплательщику в
удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что последний не подавал
уведомление о переходе на УСН, в связи с чем обязан был применять ОСНО.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и удовлетворила
кассационную жалобу налогоплательщика. Экономколлегия указала, что применение
субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не
разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно
п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, состоит не в получении согласия налогового органа
на применение спецрежима, а в выражении волеизъявления субъектов
предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего
администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление
использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал
налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган
утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с
нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в
качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым
органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
В данном случае ИФНС, обладая сведениями о применении налогоплательщиком
УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала представления
отчетности по ОСНО и в течение всего охваченного налоговой проверкой периода не
направляла сообщение о несоответствии требованиям применения УСН. При таких
обстоятельствах налоговый орган не вправе доначислять налоги по ОСНО по
формальным основаниям.
·
·
·
·