Страницы

среда, 14 августа 2019 г.

Минфин разработал, но до сих пор не обнародовал проект Основных направлений налоговой политики на 2020-2022 гг. (+ коммент от А.В. Брызгалина)


Как пишет газета «Ведомости», в ее  распоряжении попала копия разработанных Минфином РФ Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.
Из документа следует, что ближайшие три года налоговая политика России меняться не будет, налоги должны быть зафиксированы минимум на шесть лет, чтобы стимулировать бизнес инвестировать. Однако изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, уже достаточно. Ключевое из них – унификация налоговых региональных льгот. В 2019 г. Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов региона.
Также Минфин предлагает отказать регионам в праве выбирать, для каких объектов
недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.
Еще один риск – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.
За 2012–2017 гг. налоговая нагрузка не опускалась ниже 28,5% ВВП (при расчете Минфин учитывает все налоги и сборы, таможенные пошлины, страховые взносы и прочие обязательные платежи). Но в 2018 г. она выросла на 2,45 п. п. и превысила 32,7%. Минфин объясняет такой рост увеличением курса валют и коэффициента в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти.
Более подробно см. здесь.

Комментарий от А.В. Брызгалина: Странная складывается ситуация. В прошлом году проект «Основных направлений…» появился уже в конце июня месяца, а уже 7 июля в ГосДуме состоялись парламентские слушания по поводу налоговой политики будущего, в которых приняли участие депутаты, чиновники, эксперты, представители науки и бизнеса. Однако сегодня уже, славбогу, 14 августа, а по поводу «Основных направлений налоговой политики на 2020 и далее» только перешептываются, да периодически доносятся до нас какие-то слухи о том, что мол, где-то обсудили, где-то кто-то что-то озвучил.
Причина подобной «просрочки» мне пока не известна. Может быть у Минфина пока есть другие дела, более важные (может они там над реформой неналоговых платежей бьются?), или никаких налоговых идей просто напросто нет (что может быть даже и хорошо), а может быть в минфине ждут какого-то эпохального решения? В том плане, что знают – решение будет, но что бы не промахнуться с планами на 2020 год, как в прошлом году (помните, про повышение ставки НДС не говорилось ни в каких  «направлениях»), финансовое ведомство чего-то выжидает? Тем не менее, факт остается фактом, «уж осень близится», а планов на будущее в отношении фискальной политики государства – мы с вами до сих пор не имеем.