Сейчас подключиться к налоговому мониторингу могут компании, годовой оборот
которых превышает три миллиарда рублей, а сумма ежегодно уплачиваемых налогов -
300 миллионов. Смягчение этих требований обсуждают Минфин и ФНС. Согласно
последним сведениям, планку могут понизить до двух миллиардов и 200 миллионов
рублей соответственно.
Причем два миллиарда рублей - это граница, отделяющая крупный
бизнес от среднего. Малыми же считаются компании с оборотом до 800 миллионов
рублей. По мнению ряда экспертов, субъектам МСП тоже следуют предоставить
доступ к налоговому мониторингу. Особенно это актуально в свете продления так
называемых надзорных каникул в отношении малых и средних предприятий до конца
2021-го.
В целом по стране действующий оборотный и налоговый порог могут
перешагнуть чуть более 1,8 тысячи компаний.
Как показала практика, трудозатраты хозяйствующих субъектов на
сопровождение инспекций
благодаря налоговому мониторингу сокращаются более чем
на треть, а сроки налогового контроля - в четыре раза. Однако финансовые
"входные барьеры" стоят даже перед крупным бизнесом. Сейчас
дистанционным инструментом взаимодействия с налоговиками пользуются всего 44
компании из 1,8 тысячи. Это крупнейшие российские холдинги, которые
обеспечивают более 12 процентов всех налоговых поступлений в федеральный
бюджет.
Как полагают эксперты, если государство заинтересовано в расширении
системы налогового мониторинга, необходимы какие-то субсидии малым и средним
предприятиям на установку программного обеспечения, подготовку сотрудников.
Пока же этот механизм, если говорить о субъектах МСП, может заинтересовать
разве что инновационные компании. В том числе те, которые сами занимаются
разработкой программного обеспечения.