Минфин отложил включение в Налоговый кодекс трех платежей
неналогового характера: платы за проезд большегрузов по дорогам («Платон»),
платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора.
Поэтому пока в НК предлагается включить лишь утилизационный сбор на автомобили,
отчисления операторов связи и курортный сбор. Минфин рассчитывает, что такой
законопроект Госдума может принять в весеннюю сессию 2020 г. — с его
вступлением в силу с 1 января 2021 г.
Как следует из направленного правительству доклада Минфина
(с приложенной к нему новой версией законопроекта), по результатам дискуссий с
министерствами и бизнесом решено действовать поэтапно. При этом, решение о
частичном переносе кодификации объясняется не столько жалобами бизнеса, сколько
обнаруженными «существенными ограничениями» на администрирование этих сборов в
виде
налоговых платежей. Так, включение в НК платы «Платон» потребует передачи
налоговым органам полномочий по ее администрированию и внесения существенных
изменений в концессионное соглашение Росавтодора и оператора системы. Поскольку
система основана на применении «сложной территориально распределенной структуры
технически и технологически связанных объектов», необходимо решать вопрос о ее
дальнейшем оперативном управлении и порядке взаимодействия оператора и
налоговиков. Для синхронизации их баз данных и систем учета потребовалась бы компенсация
расходов оператора в размере 1,5 млрд руб., а в случае досрочного
расторжения концессионного соглашения — выплата оператору порядка 300 млрд
руб., указывает Минфин. В связи с этим ведомство предлагает подумать о
включении платы «Платон» в НК лишь после окончания действия концессионного
соглашения (30 сентября 2027 г.).
В случае же с платой за негативное воздействие и
экологического сбора (для товаров и упаковки) отмечается, что технологические
процессы их администрирования «имеют отраслевой характер и для проверки
правильности исчисления требуются специальные знания и оборудование, которыми в
настоящее время обладают сотрудники Росприроднадзора».
Дублирование администрирования еще и налоговой службой
потребовало бы увеличения финансирования обоих ведомств — «при этом достигнутый
эффект от дополнительных поступлений может быть несоизмеримо мал по сравнению с
необходимыми расходами». Кроме того, Минфин напоминает, что сейчас
промышленность переходит на принципы наилучших доступных технологий, меняется
нормирование негативного воздействия на окружающую среду, идет «мусорная»
реформа — в этих условиях кодификация «представляется преждевременной». Обобщая
свою позицию по квазиналогам, Минфин предлагает правительству поручить
Минэкономики вместе с другими ведомствами провести ревизию существующих
неналоговых платежей в рамках проходящей сейчас реформы контрольно-надзорной
деятельности («регуляторная гильотина»).
Более подробно см. здесь.