Страницы

среда, 11 сентября 2019 г.

Минфин предлагает включать неналоговые платежи в НК РФ поэтапно, начиная с 2021 г.


Минфин отложил включение в Налоговый кодекс трех платежей неналогового характера: платы за проезд большегрузов по дорогам («Платон»), платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора. Поэтому пока в НК предлагается включить лишь утилизационный сбор на автомобили, отчисления операторов связи и курортный сбор. Минфин рассчитывает, что такой законопроект Госдума может принять в весеннюю сессию 2020 г. — с его вступлением в силу с 1 января 2021 г.
Как следует из направленного правительству доклада Минфина (с приложенной к нему новой версией законопроекта), по результатам дискуссий с министерствами и бизнесом решено действовать поэтапно. При этом, решение о частичном переносе кодификации объясняется не столько жалобами бизнеса, сколько обнаруженными «существенными ограничениями» на администрирование этих сборов в виде
налоговых платежей. Так, включение в НК платы «Платон» потребует передачи налоговым органам полномочий по ее администрированию и внесения существенных изменений в концессионное соглашение Росавтодора и оператора системы. Поскольку система основана на применении «сложной территориально распределенной структуры технически и технологически связанных объектов», необходимо решать вопрос о ее дальнейшем оперативном управлении и порядке взаимодействия оператора и налоговиков. Для синхронизации их баз данных и систем учета потребовалась бы компенсация расходов оператора в размере 1,5 млрд руб., а в случае досрочного расторжения концессионного соглашения — выплата оператору порядка 300 млрд руб., указывает Минфин. В связи с этим ведомство предлагает подумать о включении платы «Платон» в НК лишь после окончания действия концессионного соглашения (30 сентября 2027 г.).
В случае же с платой за негативное воздействие и экологического сбора (для товаров и упаковки) отмечается, что технологические процессы их администрирования «имеют отраслевой характер и для проверки правильности исчисления требуются специальные знания и оборудование, которыми в настоящее время обладают сотрудники Росприроднадзора».
Дублирование администрирования еще и налоговой службой потребовало бы увеличения финансирования обоих ведомств — «при этом достигнутый эффект от дополнительных поступлений может быть несоизмеримо мал по сравнению с необходимыми расходами». Кроме того, Минфин напоминает, что сейчас промышленность переходит на принципы наилучших доступных технологий, меняется нормирование негативного воздействия на окружающую среду, идет «мусорная» реформа — в этих условиях кодификация «представляется преждевременной». Обобщая свою позицию по квазиналогам, Минфин предлагает правительству поручить Минэкономики вместе с другими ведомствами провести ревизию существующих неналоговых платежей в рамках проходящей сейчас реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина»).
Более подробно см. здесь.