Жанна Дмитриевна Плотникова |
Прочитает её Директор московского офиса группы компаний "Налоги и финансовое право" Жанна Дмитриевна Плотникова, которая занимается этой проблематикой с первых дней её появления.
Тема эта новая, даже специалисты мало что об этом слышали, поэтому неизбежно возникают вопросы, что такое КСО и зачем они нужны бизнесу и власти? Поэтому сегодня я размещаю небольшую статью, подготовленную для наших клиентов Жанной Дмитриевной.
Впервые в России заговорили о корпоративной социальной ответственности в конце 90-х. В эти годы бурно обсуждались международные стандарты и гармонизация наших стандартов учета с зарубежными. Мы стали публиковать свою годовую отчетность, демонстрировать открытость, но совсем не заметили, что поведение нашего бизнеса не совсем адекватно.
Появились ролики и карикатуры про наших бизнесменов. Появились чудовищные недоплаты в бюджет,
задолженность по заработной плате. Разразились коррупционные скандалы… Почему это происходит?
И тут некоторые эксперты робко стали говорить о некой социальной
ответственности бизнеса. Вспомнили, что согласно Конституции государство у нас
социальное..
Но только сейчас появились первые реальные шаги в этом
направлении.
Так, в мае появилось Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р "Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации".
С этого момента внедрение Корпоративных социальных стандартов стало неизбежно (кстати, мы уже писали об этом в блоге, см. здесь).
С этого момента внедрение Корпоративных социальных стандартов стало неизбежно (кстати, мы уже писали об этом в блоге, см. здесь).
Итак: КСО – это концепция, согласно которой хозяйствующий
субъект принимает на себя добровольно ответственность за влияние на
заинтересованные стороны.
Мудрено конечно, но если проще, то это какую долю предприятие занимает в экономике и жизни города, региона.
Принципы:
1. Инновации, как же без них… Но в контексте КСО это большое преимущество. Это объяснение, почему наша продукции или услуга необходима.
2. Экономия – это самый простой плюс, который получает компания, внедрившая КСО. Потому что внутренний контроль, еще никому не помешал…
3. Позиционирование продукции/услуги. С недавнего времени стало модно говорить об экологически чистой продукции. Позиционирование предприятия как применяющего ресурсосберегающие технологии и выпускающего нетоксичную продукцию, способствует увеличению продаж
4. Перспективное мышление.
КСО помогает смотреть на долгосрочные интересы компании и
поддерживать ее устойчивое развитие. Помогает анализировать и делать выводы о развитии
компании не только на несколько кварталов вперед, но на несколько десятков лет.
5. Участие клиента.
Использование КСО поможет вам во взаимодействии с клиентами.
Рекламные компании, нацеленные на то, чтобы рассказать о чем то важном (о
волонтерстве например), могут использоваться для того, чтобы поговорить с
вашими клиентами. Этот инструмент недооценен многими компаниями, но он отлично
работает.
6. Участие сотрудников.
Если ваши сотрудники не знают, что конкретно происходит в
вашей организации, вы можете упустить экономические возможности. Крупные
компании обычно создают рабочие группы, нацеленные на создание стратегий
устойчивого развития и пояснения всем в компании, что же такое КСО. Небольшие
компании просто предлагают сотрудникам ряд действий в области КСО, чтобы
показать им, как важна социальная работа для устойчивого развития.
Это коротко о КСО. Но обращаю внимание, что принятие КСО – не панацея от всех бед. КСО – это способ «очеловечить» экономику, снять социальную напряженность и сделать понятными действия руководителей всех уровней.