вторник, 24 сентября 2019 г.

Коропоративные стандарты социальной ответственности (КСО) как новое направление в государственном регулировании бизнеса

Жанна Дмитриевна Плотникова
На этой неделе, на заседании нашего "Налогового клуба" впервые мы прочитаем нашим клиентам новую и интересную лекцию, посвященную корпоративным стандартам социальной ответственности (КСО).

Прочитает её Директор московского офиса группы компаний "Налоги и финансовое право" Жанна Дмитриевна Плотникова, которая занимается этой проблематикой с первых дней её появления.

Тема эта новая, даже специалисты мало что об этом слышали, поэтому неизбежно возникают вопросы, что такое КСО и зачем они нужны бизнесу и власти? Поэтому сегодня я размещаю небольшую статью, подготовленную для наших клиентов Жанной Дмитриевной.



Впервые в России заговорили о корпоративной социальной ответственности в конце 90-х.  В эти годы бурно обсуждались международные стандарты и гармонизация наших стандартов учета с зарубежными.  Мы стали публиковать свою годовую отчетность, демонстрировать открытость, но совсем не заметили, что поведение нашего бизнеса не совсем адекватно.
Появились ролики и карикатуры про наших бизнесменов.  Появились чудовищные недоплаты в бюджет, задолженность по заработной плате. Разразились коррупционные скандалы…  Почему это происходит? 
И тут некоторые эксперты робко стали говорить о некой социальной ответственности бизнеса. Вспомнили, что согласно Конституции государство у нас социальное..
Но только сейчас появились первые реальные шаги в этом направлении.
Так, в мае появилось Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р "Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации".

С этого момента внедрение Корпоративных социальных стандартов стало неизбежно (кстати, мы уже писали об этом в блоге, см. здесь).
Итак: КСО – это концепция, согласно которой хозяйствующий субъект принимает на себя добровольно ответственность за влияние на заинтересованные стороны.

Мудрено конечно, но если проще, то это какую долю предприятие занимает в экономике и жизни города, региона.

Принципы:

1. Инновации, как же  без них… Но в контексте КСО это большое преимущество. Это объяснение, почему наша продукции или услуга необходима.

2. Экономия – это самый простой плюс, который получает компания, внедрившая КСО. Потому что внутренний контроль, еще никому не помешал…

3. Позиционирование продукции/услуги. С недавнего времени стало модно говорить об экологически чистой продукции. Позиционирование предприятия как применяющего ресурсосберегающие технологии и выпускающего нетоксичную продукцию, способствует увеличению продаж

4. Перспективное мышление.
КСО помогает смотреть на долгосрочные интересы компании и поддерживать ее устойчивое развитие. Помогает анализировать и делать выводы о развитии компании не только на несколько кварталов вперед, но на несколько десятков лет.

5. Участие клиента.
Использование КСО поможет вам во взаимодействии с клиентами. Рекламные компании, нацеленные на то, чтобы рассказать о чем то важном (о волонтерстве например), могут использоваться для того, чтобы поговорить с вашими клиентами. Этот инструмент недооценен многими компаниями, но он отлично работает.

6. Участие сотрудников.
Если ваши сотрудники не знают, что конкретно происходит в вашей организации, вы можете упустить экономические возможности. Крупные компании обычно создают рабочие группы, нацеленные на создание стратегий устойчивого развития и пояснения всем в компании, что же такое КСО. Небольшие компании просто предлагают сотрудникам ряд действий в области КСО, чтобы показать им, как важна социальная работа для устойчивого развития.


Это коротко о КСО. Но обращаю внимание, что принятие КСО – не панацея от всех бед. КСО – это способ «очеловечить» экономику,  снять социальную напряженность и сделать понятными действия руководителей всех уровней.