На неналоговые платежи приходится 2/3 источников доходов
федерального бюджета, в 2018 г. эти поступления превысили 1,5 трлн руб.,
говорится в сообщении Счетной палаты, а их понятие до сих пор не определено.
Минфин в подготовленном им законопроекте предлагал включить в НК РФ шесть платежей – экологический, утилизационный
и курортный сборы, плату за проезд большегрузов по автодорогам, за негативное
воздействие на окружающую среду и обязательные отчисления операторов связи. В
2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб.
Но это непоследовательное решение, считает Счетная палата:
сначала нужно определить критерии обязательных неналоговых платежей, провести
их инвентаризацию и оптимизацию. В результате должен появиться реестр обязательных
платежей. Вносить платежи в НК РФ можно, только если они действительно нужны и
несут фискальную функцию, приводятся в сообщении Счетной палаты слова ее
аудитора Сергея Шторгина. Такая работа займет минимум 2–3 года, считает он.
Против включения отдельных платежей в НК выступал и бизнес –
в частности, РСПП предлагал, прежде чем включать в кодекс экологический сбор,
создать прозрачную систему экологического регулирования. Минфин, напротив,
утверждал, что бизнес выиграет от включения сборов в НК. Например, снизится
административная нагрузка за счет объединения утилизационного и экологического
сборов в один платеж, появится возможность возвращать излишне уплаченные
деньги, перечисляло министерство в проекте Основных направлений на 2020–2022
гг.
Более подробно см. здесь.