30 октября
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об
обжаловании в судебном порядке решения таможенного органа о корректировке
таможенной стоимости товара и возврате декларантом излишне уплаченных
таможенных платежей. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции
(Определение ВС РФ от 01.11.2019 № 305-ЭС19-10801
по делу №
А40-44497/2018).
Фабула дела: по результатам таможенной проверки
представленных декларантом документов и сведений после выпуска товаров, с
учетом вновь выявленных обстоятельств сделок, таможенным органом было
установлено, что имеются ограничения для применения первого метода определения
таможенной стоимости. В связи с этим, руководствуясь ст. 24 Федерального закона
о таможенном регулировании в РФ № 311-ФЗ, принятые СЗАТП (с) решения о
корректировке таможенной стоимости товаров в отношении 53 ДТ были признаны не
соответствующими требованиям права Евразийского экономического союза и отменены
решением ЦАТ. В отношении товаров, задекларированных по 90 ДТ, таможенный орган
информировал заявителя о том, что срок проведения таможенного контроля после
выпуска товаров, предусмотренный ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза,
на момент завершения проверочных мероприятий истек.
Арбитражные суды трех инстанций отказали Корпорации в удовлетворении
заявленных требований, указав, что принятие решения о возврате излишне
взысканных сумм таможенных пошлин, налогов до принятия решения о внесении
изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, то есть без
подтверждения факта излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов,
противоречит положениям ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Декларанту необходимо было проявить
достаточную степень осмотрительности и обратиться в таможенные органы с
заявлением о внесении изменений в ДТ и возврате таможенных платежей с
представлением полного пакета документов.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дела на
новое рассмотрение. Экономколлегия указала, что само по себе истечение срока
проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не установлено
таможенным законодательством в качестве основания для отказа в принятии решения
о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к
наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося
в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных
платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Закона о таможенном регулировании. В ином
случае разрешение вопроса о возврате таможенных платежей оказалось бы
поставленным в зависимость от поведения должностных лиц таможенных органов при
проведении таможенного контроля.