30 сентября
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о субсидиарной
ответственности контролирующих лиц в деле о банкротстве (Определение ВС РФ от 07.10.2019 № 307-ЭС17-11745 (2) по делу № А56-83793/20).
Фабула дела: в рамках дела о банкротстве ОАО налоговый орган
обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной
ответственности физических лиц и взыскании с указанных лиц в солидарном порядке
2 747 225 582 руб. 04 коп.
Арбитражный суд I и апелляционной инстанций удовлетворили
требования частично. Однако АС СЗО отказал в удовлетворении требований в
отношении президента должника исходя из того, что согласно должностной
инструкции президент общества подотчетен генеральному директору и осуществляет
лишь контроль над эффективным взаимодействием трудового
персонала должника, его
структурных подразделений, направленных на достижение наибольшей экономической
и маркетинговой эффективности, а также над внедрением научно-технического
прогресса по всем направлениям его деятельности.
СКЭС ВС РФ отменил постановление АС СЗО, оставив в силе решения
нижестоящих судов. Экономколлегия указала, что статус контролирующего лица
устанавливается через выявление согласованных действий между бенефициаром и
подконтрольной ему организацией. Установление фактического контроля не всегда
обусловлено наличием (отсутствием) юридических признаков аффилированности.
Напротив, конечный бенефициар, не имеющий соответствующих формальных полномочий,
в раскрытии своего статуса контролирующего лица не заинтересован и старается
завуалировать как таковую возможность оказания влияния на должника.
При ином подходе бенефициары должника в связи с подконтрольностью им
документооборота организации имели бы возможность в одностороннем порядке
определять субъекта субсидиарной ответственности путем составления внутренних
организационных документов (локальных актов) выгодным для них образом, что
недопустимо.