11 декабря
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о праве
налогоплательщика на вычет НДС по приобретаемой рекламной продукции
реализуемого товара. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции
(Определение
ВС РФ от 11.12.2019 № 301-ЭС19-14748 по делу № А43-5424/2018).
Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки
налогоплательщику отказано в применении вычетов по НДС с сумм, уплаченных за
изготовление рекламных материалов, поскольку эти товары не используются для
осуществления операций, облагаемых НДС.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении
заявленных требований, исходя из того, что каталоги и брошюры сами по себе не
отвечают признакам товара и
являются средством ознакомления покупателя с
предложенным продавцом описанием продукции, следовательно, передача этих
каталогов и брошюр не образует объекта налогообложения НДС, независимо от
величины расходов на их приобретение (создание). Поскольку суммы НДС,
предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг),
подлежат вычетам только в случае использования этих товаров (работ, услуг) для
осуществления операций, облагаемых НДС, у налогоплательщика отсутствовали
правовые основания для уменьшения налоговой базы.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на
новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции.
Как указал ВС РФ, для принятия к вычету сумм «входящего» налога имеет значение
наличие объективной взаимосвязи между конкретными операциями по приобретению
товаров (работ, услуг) и корреспондирующими им операциями, формирующими объект налогообложения
у налогоплательщика, в частности, операциями по реализации товаров (работ,
услуг) самим налогоплательщиком, а в том случае, когда понесенные издержки на приобретение
товаров, работ и услуг носят общий характер (не могут быть соотнесены непосредственным
образом с каждой единицей реализуемых товаров, работ и услуг) –направленность
данных издержек в целом на обеспечение деятельности налогоплательщика, в рамках
которой им совершаются облагаемые НДС операции.
При этом в силу принципа нейтральности НДС по отношению к хозяйствующим
субъектам, вытекающего из природы данного налога как налога на личное и
приравненное к нему потребление, и отражающего закрепленное в пункте 1 статьи 3
Налогового кодекса требование равного отношения к налогоплательщикам, хозяйствующие
субъекты, юридически признаваемые плательщиками НДС, и осуществляющие
одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному
налогообложению, в частности, при решении вопроса о возможности предоставления
им права вычета сумм «входящего» НДС, в отсутствие к тому разумных и
объективных причин, согласующихся с природой налога (определение СКЭС ВС РФ от
21.12.2018 № 306-КГ18-13567)
Реклама по определению, приведенному в пункте1
статьи 3 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О
рекламе», всегда направлена на
привлечение внимания к определенному объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к
нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, если вопрос о вычете «входящего» налога, предъявленного налогоплательщику, возникает
в связи с несением издержек на рекламу, то вид и способ распространения
рекламы (без передачи
рекламных материалов – с использованием СМИ и посредством размещения наружной рекламы, либо
посредством передачи потребителям буклетов,
каталогов и иных подобных материалов),по общему правилу не должны влиять на оценку правомерности
налоговых вычетов. Иное не отвечало бы
принципу нейтральности НДС, ставя в неравное положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные
облагаемые налогом операции(например,
торговые организации), только в
зависимости от используемой
ими формы привлечения внимания
потребителей к своей
деятельности и к реализуемым
товарам.