11 декабря
Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о праве
налогоплательщика на вычет НДС по приобретаемой рекламной продукции
реализуемого товара. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции
(Определение
ВС РФ от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 по делу № А43-5424/2018).
Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки
налогоплательщику отказано в применении вычетов по НДС с сумм, уплаченных за
изготовление рекламных материалов, поскольку эти товары не используются для
осуществления операций, облагаемых НДС.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении
заявленных требований, исходя из того, что каталоги и брошюры сами по себе не
отвечают признакам товара и являются средством ознакомления покупателя с
предложенным продавцом описанием
продукции, следовательно, передача этих
каталогов и брошюр не образует объекта налогообложения НДС, независимо от
величины расходов на их приобретение (создание). Поскольку суммы НДС,
предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг),
подлежат вычетам только в случае использования этих товаров (работ, услуг) для
осуществления операций, облагаемых НДС, у налогоплательщика отсутствовали
правовые основания для уменьшения налоговой базы.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на
новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия указала, что вид
и способ распространения рекламы (без передачи рекламных материалов – с
использованием средств массовой информации и посредством размещения наружной
рекламы, либо посредством передачи потребителям буклетов, каталогов и иных подобных
материалов), по общему правилу не должны влиять на оценку правомерности
налоговых вычетов. Иное не отвечало бы принципу нейтральности НДС, ставя в
неравное положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные
облагаемые налогом операции (например, торговые организации), только в
зависимости от используемой ими формы привлечения внимания потребителей к своей
деятельности и к реализуемым товарам.
С учетом природы рекламы как деятельности, направленной на
привлечение внимания и продвижение объекта рекламирования, при решении вопроса
о принятии к вычету «входящего» налога по приобретенной налогоплательщиком
рекламной продукции значение имеет то обстоятельство, являются ли объектами
рекламирования конкретные товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиком
с уплатой НДС и (или) в целом деятельность налогоплательщика, в рамках которой
им осуществляются облагаемые налогом операции с объектами рекламирования.