Про Николая Алексеевича Заболоцкого я еще ни разу не писал в своем блоге. А ведь это очень интересный и яркий поэт, с трагичной судьбой. Но созвучине его стихов, просто потрясает.
А еще мне понравился интересный анализ этого стиха, который я разместил ниже.
Друзья, читаем стихи!
Я не ищу гармонии в природе...
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
(1947)
----------------------------
А здесь анализ стихотворения, который я нашел на сайте здесь...
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.
В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.
Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).
А еще мне понравился интересный анализ этого стиха, который я разместил ниже.
Друзья, читаем стихи!
Я не ищу гармонии в природе...
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
(1947)
----------------------------
А здесь анализ стихотворения, который я нашел на сайте здесь...
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.
В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.
Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).