Страницы

среда, 8 апреля 2020 г.

О снижении размера страховых взносов ОПС, ОСС, ОМС в 2020 году и с 2021 года (Часть 7. Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ)


1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ». Этот чрезвычайный закон будет иметь  решающее значение в течение ближайших месяцев, так как в нем установлены базовые правила регулирования налоговых правоотношений на период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. Публикуем анализ и наши комментарии по поводу этого закона как по частям так и полностью. Наверняка, мы будем к нему возвращаться и дальше. Полностью материал «КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ: общие положенияи анализ» вы можете посмотреть здесь
------------------------------ 

В своём обращении от 24 марта 2020 г. Президента РФ В. В. Путин сказал о том, что для субъектов малого и среднего бизнеса будет введена пониженная ставка страховых взносов по зарплатам, превышающим МРОТ. Если оплата труда равна МРОТ, то ставка останется прежней – 30%. Эта мера будет постоянной, а не временной.

Данная инициатива была реализована в п. 9 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ.

Так, п.1 ст.427 НК РФ – «Пониженные тарифы страховых взносов»,  был дополнен подп.17, согласно которому установлен новый перечень субъектов, имеющих право на пониженные
тарифы страховых взносов в целях применения Федерального закона № 102-ФЗ.

В этот перечень вошли «плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №  209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в отношении части выплат в пользу физического лица, превышающей величину МРОТ.



При этом из-за обтекаемости формулировки можно прогнозировать возникновение множества споров по вопросу отнесения тех или иных плательщиков к категории малого и среднего предпринимательства для целей указанных положений Федерального закона № 102-ФЗ.

Например, необходимо ли чтобы для использования "льготных" тарифов плательщик был включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как того требует определение таковых, данное в части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ?  Или с учетом того, что реестр формируется один раз в год (в августе месяце) плательщику достаточно отвечать критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным в ст. 4 названного закона?

И как быть, например, тем организациям, которые в течение года стали (или перестали) соответствовать установленным критериям, изменения по которым будут внесены в реестр, например, почти через год?

Как быть организациям с иностранными участниками, которые соответствуют требованиям абз.2 подп. "а" п.1.1 ч.1 ст.4 названного закона, но  в отношении которых аудиторская организация не предоставила необходимые сведения уполномоченному органу?  Пока вопросов  больше, чем ответов, и практика их решения только будет формироваться.

Особо отметим, что понижение тарифа взносов коснется не всех выплат, а только их части, превышающей МРОТ, действующий на начало расчетного периода, за который производятся выплаты.

В то же время ст.427 НК РФ была дополнена п. 2.1, согласно которому для  вышеуказанных страхователей с 2021 года вводятся следующие тарифы:

1)                         на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 %; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 %;

2)                         на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 %;

3)                         на обязательное медицинское страхование - 5,0 %.



Соответствующие поправки были сделаны этим законом и в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"



Необходимо также учитывать, что Федеральный закон № 102-ФЗ установил пониженные тарифы страховых вносов, не только на период с 1 января 2021 года, но и  на период с 1 апреля до 31 декабря 2020 года:

- в отношении совершенных за месяц выплат в пользу физического лица, превышающих МРОТ, применяются следующие тарифы страховых взносов:

·      на обязательное пенсионное страхование: 10 % как в пределах предельной величины базы, так и сверх нее;

·      на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

·      на обязательное медицинское страхование - 5 %.

Что касается совершенных за месяц выплат в пользу застрахованных лиц, которые  ниже или равны МРОТ, то они облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по  тарифу 22 %.

Такое распределение суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлено п.2 ст.5 Федерального закона № 102-ФЗ.



Анализ.



Также мы не склонны думать, что закон разделил зарплаты (выплаты) разных размеров: до уровня МРОТ или равных ему, и превышающих МРОТ. Полагаем, что предложенные формулировки предполагают разделение любой зарплаты (выплаты) на части  для целей исчисления страховых взносов. То есть, например, зарплата в 40 000 рублей, выплачиваемая работникам субъектами малого и среднего бизнеса, будет облагаться разными страховыми  взносами в соответствующей части: меньшей или равной МРОТ по обычным тарифам (ОПС – 22 %), а в части выше МРОТ – по пониженным ставкам.

Иными словами, как и раньше, в самом невыгодном положении оказываются маленькие зарплаты. И, на наш взгляд, если данная норма призвана стимулировать работодателей к повышению зарплат, то очевидно, что в такой формулировке она данной цели достичь не поможет, поскольку основная часть зарплаты так и продолжит облагаться по повышенной ставке.

Кроме того, все вопросы, указанные нами выше и касающиеся соответствия  плательщиками страховых взносов понятию субъектов малого и среднего предпринимательства актуальны и требуют ответа уже сегодня.
 


______________________________  

Правовая защита бизнеса от
налоговых и иных правовых рисков
с 1993 года

Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Видео консультации  здесь
Читать наши консультации здесь
Facebook:  см. здесь.
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t-do.ru/gknfp
telegram-канал  «Налоговые споры: аналитика и практика» - t-do.ru/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t-do.ru/taxformal