Описание ситуации: Организация, начиная с 06.04.2020 года, приняла решение о
возобновлении работы дистанционно. Однако часть работников не могут выполнять
свои функции дистанционно, например, водители, курьеры. При этом часть
водителей будет работать в офисе, а часть водителей и курьер не будут выполнять
свою трудовую функцию.
Вопрос: Каким образом производить оплату сотрудникам, которые не
будут работать?
Что ставить в табеле учета рабочего времени, и можно ли эту
выплату признать в целях налога на прибыль?
Ответ:
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 4 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
«Высшим
должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов РФ с учетом положений настоящего Указа, исходя из
санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечить разработку и
реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на
соответствующей территории отдельных организаций независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей
с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
4. Настоящий Указ не распространяется на следующие
организации (работодателей и их работников):
е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части
неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
ж) иные
организации, определенные решениями высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической
обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
в субъекте РФ».
Таким образом, по нашему мнению, из положений Указа
Президента РФ следует, что органы государственной власти субъекта РФ вправе
приостановить (ограничивать) деятельность отдельных организаций, и вправе
определять организации, на которых не распространяется действие Указа
Президента РФ (т.е. те организации, которые вправе работать в соответствующий
период - с 4 по 30 апреля 2020 г.).
В Указе Мэра Москвы от
05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в ред.
от 05.04.2020 г.) сказано:
«4. Организации и индивидуальные предприниматели в период
действия режима повышенной готовности вправе
не ограничивать осуществление своей деятельности на территории города Москвы,
за исключением случаев, установленных настоящим указом, а также решениями
Президента РФ и (или) иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом
организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых не был
установлен запрет на их посещение гражданами, обязаны обеспечить:
4.1. Соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях
(помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с
использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, требований,
установленных пунктами 9 и 10.2 настоящего указа (в том
числе в части соблюдения социального дистанцирования и дезинфекции).
4.2. Принятие решений об установлении численности
работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам):
- не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в
связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных
технологических и иных процессов,
необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и
индивидуальных предпринимателей;
- подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
- в отношении которых соответствующим решением Президента
РФ установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.
4.3. Представление в электронном виде сведений о количестве
работников, в отношении которых были приняты решения, указанные в пункте 4.2 настоящего
указа (без персональных данных), в том числе о видах осуществляемой
деятельности и месте ее осуществления (с указанием соответствующего кода адреса
из Федеральной информационной адресной системы), на адрес электронной почты
orga№izatio№_size@mos.ru по форме согласно приложению 3 к
настоящему указу. Консультации по вопросам представления указанных сведений
осуществляются по телефону +7 495 870-72-98».
Из вышеизложенного делаем вывод, что если деятельность
организации прямо не приостановлена Указом Президента РФ, Указом Мэра г.
Москвы, и в отношении нее не был установлен запрет на их посещение гражданами,
то она вправе не ограничивать свою деятельность при условии выполнения
установленных в Указе Мэра условий (соблюдение санитарных требований и т.д.).
Из положений этого же Указа Мэра г. Москвы следует, что,
например, приостановлена:
«3.2.1. Работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов,
баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением
обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а
также доставки заказов.
3.2.2. Работа объектов розничной торговли, за исключением
аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в
которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и
реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных
телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли,
реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование),
зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации
продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой
необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи
товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
3.2.3. Работа салонов красоты, косметических,
СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых
оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за
исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием
доставки, а также услуг, оказываемых на основании лицензии на осуществление
медицинской деятельности».
В связи с изложенным полагаем, что если деятельность организации
не приостановлена в силу Указов Президента РФ, Указов Мэра г. Москвы, и не
установлен запрет на ее посещение гражданами, то она вправе работать в период с
4 по 30 апреля 2020 г.
при условии выполнения указанных в Указе Мэра предписаний.
При этом в силу того же Указа Мэра организация должна сама
определить количество работников, которые будут у нее трудиться дистанционно, в
очном режиме и в отношении которых установлен режим работы нерабочего дня с
сохранением заработной платы (т.е. они не будут трудиться но за ними будет
сохранена заработная плата) и представить соответствую информацию в мэрию.
Устно пояснено, что водители заявлены в отчетности в графе 8
как работники, не подлежащие переводу на дистанционный режим работы в связи с
необходимостью их непосредственного участия в обеспечении функционирования
организации.
Иными словами, водители должны приходить на рабочее место и
выполнять свою трудовую функцию в обычном режиме. Соответственно, за
выполненную работу водители должны получать заработную плату в обычном порядке
исходя из существующей в организации системы оплаты труда.
При этом полагаем, что не имеет значения тот факт, что
непосредственно поездки на автомобилях водители будут выполнять не ежедневно, а
только в определенные дни недели (когда они случатся, работодатель заранее не
знает). В любом случае время нахождения их в организации будет признаваться
рабочим временем.
Так,
в п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15)
сказано:
« Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления
автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения
работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при
междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в
месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед
выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового),
а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского
осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в
местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных
автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в
течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого
автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных
работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на
конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в
случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом),
заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он
не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных
законодательством РФ».
Таким образом, по
нашему мнению, в рассматриваемой ситуации водители должны получать заработную
плату за отработанные дни в общем порядке. Тот факт, что путевые листы будут оформлены
не за каждый рабочий день, не ставит под сомнение экономическую обоснованность
выплаченной им заработной платы за соответствующий период, поскольку в табеле
рабочего времени будут стоять коды, подтверждающие их явку на работу и
количество отработанного времени.
Что касается вопроса о возможности объявления указанным
водителям простоя.
Простой - временная приостановка работы по вине
работодателя, работника или по независящим от них причинам (Письмо Минтруда от
24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).
Ситуация, когда в силу сложившихся обстоятельств некоторые
работники не могут быть обеспечены постоянной работой, например, водители,
поскольку те, кого они возили, работают из-за эпидемии дистанционно, формально
является простоем.
Простой может затрагивать как одного работника, группу
работников, так и всех работников структурного подразделения или организации.
В то
же время, о простое возможно вести речь, когда работы у сотрудника нет совсем.
В рассматриваемой же ситуации работа у водителей есть, но ее не так много, как
обычно, и, более того, сам работодатель заранее не знает, когда необходимость в
такой работе возникнет.
Указанные
обстоятельства, на наш взгляд, исключают возможность объявления простоя в
подобной ситуации. Более того, представляется, что это не устроило бы и самого
работодателя.
Здесь
было бы правильнее вести речь о неполном рабочем времени, когда работы мало,
однако работодатель сам не знает, когда и в какое время работник ему
понадобится для выполнения трудовой функции. В связи с чем введение режима
неполного рабочего времени здесь также невозможно.
Более
того, исходя из Указа Мэра г. Москвы возможность простоя во время нерабочего
периода даже у работающей организации вызывает вопросы.
С
одной стороны, положения ТК РФ (ст. 72.2., 157 ТК РФ) никто не отменял и
возможность объявления простоя с соответствующей оплатой при полном отсутствии
работы в работающей организации, по нашему мнению, существует.
С
другой стороны, Указом Президента РФ период с 3 апреля по 30 апреля 2020 г. объявлен нерабочими
днями с сохранением заработной платы. Кроме того, из п. 4.2 Указа мэра г.
Москвы следует, что в организации, которая может продолжать свою деятельность в
период с 4 по 30 апреля 2020
г. в силу п. 4 этого же Указа, возможно только 3
категории работников: те, кто трудится очно, т.е. в офисе, кто трудится
дистанционно и те, кто не трудится, но за ними в силу Указа Президента РФ
сохраняется заработная плата.
О
возможности иных форм отношений с работниками в такой организации речи, судя по
всему, не идет.
В связи с чем полагаем, что тем работникам,
которые по распоряжению работодателя не трудятся в силу определенных причин (водители,
курьер) в период действия Указа Президента все же безопаснее сохранять полную
заработную плату. Коды учета такого времени в табеле учета рабочего времени
должны быть разработаны и утверждены самой организацией.
Что
касается вопроса об учете указанных расходов.
В п. 1 ст. 252 НК РФ сказано:
«Расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями
делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории
которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами,
косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной
декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о
выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты
при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода».
____________________________________
В силу ст. 255 НК РФ
«В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются
любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы
или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы,
связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами
законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными
договорами.
К расходам на оплату труда в целях настоящей главы
относятся, в частности:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным
окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с
принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда».
Учитывая, что
заработная плата за нерабочие дни с 4 апреля по 30 апреля 2020 г. выплачивает
работнику в силу Указа Президента РФ и является экономически обоснованным
расходом, полагаем, что организация вправе учесть ее в составе расходов на
оплату труда.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов,
таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское
страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением
перечисленных в статье 270 НК РФ.
Учитывая
вышеизложенное, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов
страховые взносы на обязательное социальное и пенсионное страхование,
начисленные на заработную плату за нерабочие дни.
_____________________________
_____________________________
Правовая защита бизнеса от
налоговых и иных правовых рисков
с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626,
Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3,
офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь
Facebook: см. здесь.
telegram-канал
«О налогах и о жизни» - t-do.ru/gknfp
telegram-канал
«Налоговые споры: аналитика и практика» - t-do.ru/taxpracticechannel
telegram-канал
«Малый бизнес и Налоги» - t-do.ru/taxformal