Операции по фрахту морских судов облагаются 0 % НДС, даже
если из-за форс-мажора появился внутрироссийский этап. К такому выводу пришел
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от
30.06.2020 № 31-П по делу о проверке
конституционности положений подп. 12 п. 1 и п. 3 ст. 164, а также п. 14 ст. 165
НК РФ в связи с жалобой
компании «Gazprom Neft Trading GmbH».
Фабула дела: в 2014 году компания Gazprom Neft Trading осуществляла
поставку нефтепродуктов с территории РФ за ее пределы. В целях обеспечения этой
деятельности был заключен договор тайм-чартера с ООО «СКФ Атлантик», который
предполагал вывоз товара за пределы территории РФ на моторном танкере.
Однако уже после отплытия танкер получил повреждения, что
вынудило провести в российском порту перегрузку топлива на другое судно. В
результате операция по вывозу
нефтепродуктов, несмотря на то, что экспорт
остался ее единственной целью, де-факто оказалась разбитой на два этапа и в
рамках первого из них перевозка осуществлялась внутри России. В связи с этим
компания «СКФ Атлантик», осуществлявшая перевозку на первом этапе, уплатила в
бюджет НДС, а затем потребовала от Gazprom Neft Trading GmbH уплаты ей
этой суммы, предъявив соответствующий иск в суд.
Решением арбитражного суда, оставленным в силе судом округа,
требование ООО «СКФ Атлантик» было удовлетворено. В обоснование своих выводов
суды сослались на то, что формальные основания для применения налоговой ставки
0 % прекратились (вместо первоначального коносамента, свидетельствующего о
международной перевозке товара, выдано два новых, в одном из которых в графе
«Порт выгрузки» указано место выгрузки, расположенное на территории РФ).
Верховный суд РФ в передаче жалобы Gazprom Neft Trading на рассмотрение в судебную коллегию отказал.
В этой связи компания Gazprom
Neft Trading обратилась в КС РФ с просьбой признать положения подп. 12 п. 1 и
п. 3 ст. 164, п. 14 ст. 165 НК РФ, на которые ссылались суды, не
соответствующими Конституции РФ.
По результатам рассмотрения жалобы КС РФ пришел к выводу,
что сами по себе оспариваемые нормы Конституции не противоречат. Вместе с тем
КС РФ признал, что такое толкование судами оспариваемых норм «вступает в
противоречие с конституционно значимым принципом равенства налогообложения,
поскольку плательщики НДС, осуществляющие одинаковые по своей сути операции, не
должны нести разное налоговое бремя».
В связи с этим КС РФ пришел к выводу, что операции по фрахту
морских судов для вывоза товаров за границу должны облагаться НДС по ставке 0%
даже в тех случаях, когда «налогоплательщик фактически оказывал соответствующие
услуги только на внутрироссийском этапе международной перевозки в связи с
наступлением непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств,
прервавших осуществление международной перевозки». При этом факт наличия
форс-мажора должен быть подтвержден документально.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal