Если кратко, то это звучит примерно так: «Обращение в
налоговый орган для получения имущественного налогового вычета не может расцениваться
как умысел на совершение мошенничества» –
к такому выводу пришел Конституционный суд РФ в Постановлении от 22.07.2020 № 38-П «По делу о проверке
конституционности ч. 3 ст. 159 УК РФ в связи с жалобой гражданина М. А. Литвинова».
Конституционный Суд РФ
признал ч. 3 ст. 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по
своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной
ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган
с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи
с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом
подтверждено, а в
дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если
налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством
документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при
обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для
отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил
каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание
условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу
налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ,
в частности, указал, что предусмотренное налоговым законодательством действие в
виде обращения в налоговый орган налогоплательщика, представившего достоверные
сведения в документах, на основе которых заполнена налоговая декларация, не
может расцениваться в качестве элемента состава преступления (хищения), если не
будет установлено, что при этом налогоплательщиком предприняты целенаправленные
действия к тому, чтобы сформировать условия для принятия налоговым органом
ошибочного решения (в частности, имел место сговор с сотрудником налогового
органа в целях хищения), поскольку предоставление необоснованного налогового
вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников этого
органа, которыми по итогам камеральной налоговой проверки принимается решение о
праве на налоговый вычет и его действительном размере.
В противном случае
оценка поведения налогоплательщика как запрещенного уголовным законом или,
напротив, как разрешенного налоговым законодательством, по существу, ставилась
бы в зависимость от того, какое решение будет принято сотрудниками налогового
органа, что вело бы к произвольному применению ст. 159 УК РФ во взаимосвязи с
положениями, определяющими основания, порядок и условия предоставления
налогового вычета, к нарушению уголовно-правовых принципов законности, вины и
справедливости.
Более подробно см. здесь
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal