14 октября СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу применения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных по договору о развитии застроенной территории. Дело направлено в суд I инстанции (дело № А60-50402/2019).
Фабула дела: между обществом и Администрацией г. Екатеринбурга заключен договор о развитии застроенной территории, предметом которого является обязательство общества по развитию застроенной территории в г. Екатеринбурге. Срок действия договора 10 лет.
В целях реализации обязательств по указанному договору налогоплательщику предоставлены 9 земельных участков, образованных в границах застроенной территории, подлежащей развитию. Разрешенное использование спорных земельных участков – «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по земельному налогу, по результатам которой составлен акт и вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Инспекция пришла к выводу о необходимости применения налогоплательщиком при исчислении земельного налога по земельным участкам, предоставленным по договору о развитии застроенной территории повышающего коэффициента 2, предусмотренного п. 15 ст. 396 НК РФ.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует положениям НК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Учитывая основной вид деятельности общества и вид разрешенного использования земельных участков, суды трех инстанций пришли к выводу о наличии у Общества обязанности применить повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ. Каких-либо исключений для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих жилищное строительство на основании договора о развитии территории, указанная статья не содержит.
Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.
По мнению Общества, сроки осуществления строительства установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и представляют собой существенное условие договора, без закрепления которого договор не считается заключенным.
Общество указывает, что договором о развитии застроенной территории предусмотрен срок жилищного строительства в 10 лет, совпадающий со сроком действия договора о развитии застроенной территории. Учитывая объем работ по договору, выполнение строительства на всех земельных участках в течение 3 лет, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, по мнению Общества, не представляется возможным.
В этой связи Общество полагает, что положения п. 15 ст. 396 НК РФ ставят застройщиков, заключивших договоры о развитии застроенной территории, в условия, при которых застройщики по объективным причинам не могут осуществить строительство в предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ срок, и вынуждены нести бремя налоговых санкций при соблюдении сроков, указанных в соответствующем договоре.
СКЭС отменила решения нижестоящих судов и отправила дело направила на новое рассмотрение в Арбитражный суд I инстанции.
Как указала СКЭС ВС РФ, применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога направлено на исключение возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.
Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.
В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу п. 3 ст. 3 НК РФ.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp