Страницы

вторник, 20 октября 2020 г.

14.10.2020 СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрела дело о земельном налоге при предоставлении земельного участка по договору о развитии территории (дело № А60-50402/2019)

14 октября СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу  применения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных по договору о развитии застроенной территории. Дело направлено в суд I инстанции (дело № А60-50402/2019).

Фабула дела: между обществом и Администрацией г. Екатеринбурга заключен договор о развитии застроенной территории, предметом которого является обязательство общества по развитию застроенной территории в г. Екатеринбурге. Срок действия договора 10 лет.

В целях реализации обязательств по указанному договору налогоплательщику предоставлены 9 земельных участков, образованных в границах застроенной территории, подлежащей развитию. Разрешенное использование спорных земельных участков – «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)». 

 

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по земельному налогу, по результатам которой составлен акт и вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Инспекция пришла к выводу о необходимости применения налогоплательщиком при исчислении земельного налога по земельным участкам, предоставленным по договору о развитии застроенной территории повышающего коэффициента 2, предусмотренного п. 15 ст. 396  НК РФ.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует положениям НК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Учитывая основной вид деятельности общества и вид разрешенного использования земельных участков, суды трех инстанций пришли к выводу о наличии у Общества обязанности применить повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ. Каких-либо исключений для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих жилищное строительство на основании договора о развитии территории, указанная статья не содержит.

Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.

По мнению Общества, сроки осуществления строительства установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и представляют собой существенное условие договора, без закрепления которого договор не считается заключенным.

Общество указывает, что договором о развитии застроенной территории предусмотрен срок жилищного строительства в 10 лет, совпадающий со сроком действия договора о развитии застроенной территории. Учитывая объем работ по договору, выполнение строительства на всех земельных участках в течение 3 лет, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, по мнению Общества, не представляется возможным.

В этой связи Общество полагает, что положения п. 15 ст. 396 НК РФ ставят застройщиков, заключивших договоры о развитии застроенной территории, в условия, при которых застройщики по объективным причинам не могут осуществить строительство в предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ срок, и вынуждены нести бремя налоговых санкций при соблюдении сроков, указанных в соответствующем договоре.

СКЭС отменила решения нижестоящих судов и отправила дело направила на новое рассмотрение в Арбитражный суд I инстанции.

Как указала СКЭС ВС РФ, применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога направлено на исключение возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.

Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу п. 3 ст. 3 НК РФ.


FeedbackЗадать вопрос или написать автору
____________________________________________  
 




Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

Facebook: см. здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal