30 сентября СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу о возникновении обязанностей налогового агента у российской компании, перечисляющей доходы нерезиденту РФ, не имеющему постоянного представительства в России (дело № А33-5439/2019). Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции.
Фабула дела: общество (лизингополучатель), по договору международного финансового лизинга, получив от резидента Республики Беларусь (лизингодатель) колтюбинговую установку (полуприцеп), перечислило в 2017 г. и в 1 кв. 2018 г. лизинговые платежи согласно графику.
По итогам камеральных налоговых проверок налоговый орган пришел к выводу, что общество как налоговый агент было обязано удержать с выплат белорусской компании налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.
В этой связи обществу доначислен налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, пени за его несвоевременную уплату и штраф по ст. 123 НК РФ.
Суды трех инстанций отказали обществу в удовлетворении требований, руководствуясь нормами СИДН между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995, ГК РФ и НК РФ, а также правовые позиции, изложенные в п. 36 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2018).
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд. По мнению общества, положения п. 1 и 2 ст. 309, подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ во взаимосвязи со ст. 7 СИДН позволяют заключить, что у Общества отсутствовали обязанности по удержанию из спорных лизинговых платежей налога на прибыль и по его перечислению в бюджет РФ.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь положениями СИДН между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 и НК РФ, СКЭС отметила, что в ситуации, когда предоставление имущества в международный выкупной лизинг не связано с деятельностью постоянного представительства иностранного лизингодателя в РФ, допустимость налогообложения вознаграждения лизингодателя в РФ как государстве – источнике дохода зависит от того, могут ли спорные выплаты быть отнесены к одной из категорий дохода, указанных в специальных положениях международного договора и правил налогообложения, предусмотренных этими положениями.
Вопреки изложенному суды не дали оценки условиям договора лизинга и возможности отнесения вознаграждения лизингодателя, уплачиваемого в составе лизинговых платежей, к одному из видов доходов, о которых отдельно говориться в других статьях Соглашения, следующих после статьи 7.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp