… Стоял ноябрь уж у двора…
(А.С. Пушкин)
«Ковидность» ноября никоим образом не сказалась на налоговых итогах месяца. Парламент активно рассматривал и принимал законы, налоговая служба контролировала бизнес и подводила итоги года, налогоплательщики пытались совместить текущую работу с выполнением налоговых обязательств, ну а физические лица готовились к уплате поимущественных налогов за 2019 год.
Но если в общем плане окинуть месяц ноябрь и подвести его налоговые итоги то получается вот такая горячая «пятерка», причем расположу я их не по «хронологическому» принципу, а по мере убывания значимости.
Событие № 1 Новый закон с масштабными поправками в НК РФ
23 ноября Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 1022670-7), вносящий большое количество поправок в НК РФ.
Такой закон ежегодно принимается парламентом по инициативе Правительства. Это своего рода «комплексный» закон, в который правительство, как правило, закладывает реализацию своих идей из основных направлений налоговой политики (готовит Минфин), в связи с чем закон напоминает сборную солянку, с многочисленными и разноплановыми поправками. Да и объем такого закона обычно внушительный, так в этом году закон составлял 91 страницу (хотя в прошлом году по аналогичному «комплексному» закону от Правительства было 114 страниц (см. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ»)).
Федеральный закон № 374-ФЗ вобрал в себе меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений НК РФ, затрагивающих общие вопросы применения налоговых льгот, возврата переплаченных налоговых платежей и налогового контроля, вопросы НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, НДПИ, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
И хотя сами эти многочисленные поправки, может быть и не содержат каких-то неожиданностей, сенсаций или кардинальных положений, тем не менее, этот закон каждый год выступает самостоятельным событием.
Событие № 2 О предстоящей цифровизации налоговой системы (Интервью руководителя ФНС РФ Д.В. Егорова газете «КоммерсантЪ» 20.11.2020)
20 ноября, по традиции заложенной М.В. Мишустиным, т.е. перед самым днем рождения ФНС России, назначенный в январе 2020 года Даниил Вячеславович Егоров дал обширное интервью в газете «КоммерсантЪ». В отличии от прошлогодних аналогичных интервью своего предшественника, Даниил Вячеславович не стал рассказывать о «славных свершениях», а поделился планами ведомства по цифровизации налоговой системы, которая последовательно осуществляется им уже почти 10 лет.
Как следует из интервью, планов – громадьё.
В частности ФНС намеревается ни много ни мало, как перейти в ближайшие годы к «незаметному налоговому администрированию». Как утверждает Д.В. Егоров в скором будущем все налоги будут исчисляться не налогоплательщиками, а налоговыми органами. Данная «налоговая революция» по мнению главы ФНС может произойти на основе перехода российского бизнеса на 100 % электронный документооборот, который планируется совершить к концу 2024 года.
Самое примечательное то, что, по словам Д.В. Егорова, чем закончится этот глобальный переход на «цифру», они и сами еще до конца не представляют, однако у главы налогового ведомства нет никаких сомнений, что бухгалтерия – отомрет за ненадобностью, концепция «предприятия» как структуры будет переосмыслена, а значение понятия «руководства бизнесом» также подвергнется существенной ревизии. Иными словами, «мы пока делаем, но что из этого получится, никто не знает».
Кстати, не осталась без внимания в интервью и тема налогового мониторинга. Отвечая на вопрос о введении режима налогового мониторинга для небольших компаний, руководитель ФНС открытым текстом сказал, что в случае перехода на полный электронный документооборот, когда ФНС самостоятельно будет рассчитывать налоги, потребности в налогового мониторинге в принципе не будет.
Событие № 3. ЕНВД – всё!
Похоже, что в ноябре месяце власти окончательно определились по судьбе ЕНВД. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения бизнеса и деловых сообществ, несмотря на то, что в ГосДуму в 2020 году было внесено 4 законопроекта с положениями о сохранении ЕНВД до 2023 года, этот режим продляться не будет.
Об этом может свидетельствовать то обстоятельство, что 27 ноября на официальном сайте ФНС России была размещена информация о том, что с 2021 года сферы применения ПСН расширяются. Соответствующие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом № 373-ФЗ от 23.11.2020. Как указывает ФНС, это позволит плательщикам ЕНВД, который отменяется с 1 января 2021 года, наиболее комфортно перейти на ПСН, так как данный режим максимально похож на ЕНВД.
Таким образом, можно предположить, что ФНС и не сомневается даже, что время ЕНВД окончательно прошло и с 1 января 2021 года ЕНВД становится достоянием истории.
Событие № 4. Конец эпохи плоской шкалы НДФЛ.
23 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» (законопроект № 1022669-7).
Законом вводится понятие "основная налоговая база", "совокупность налоговых баз", устанавливаются особенности определения размера налоговой базы по отдельным видам доходов, предусматривается специальный порядок применения налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от величины дохода.
Так, в частности, проектом установлено, что в отношении отдельных видов доходов налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
- 13 % - если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн. руб. или равна 5 млн. руб.;
- 650 тыс. руб. и 15 % суммы соответствующих доходов, превышающих 5 млн. руб., - если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 млн. руб.
При этом из доходов физических лиц, которые подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке в размере 15%, исключаются доходы от продажи имущества физических лиц (за исключением ценных бумаг), а также доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.
Иными словами, плоская шкала НДФЛ, то есть то, что все эксперты и политики называли «главным налоговым достижением Путина», самим Путиным и завершилось по прошествии чуть менее 20 лет.
И хотя многие говорят, что повышение было очень мягким и скорее символическим (действительно, всего на 2%, да по очень высокому уровню доходов), мне кажется, что это больше чем просто «повышение ставки». Фактически мы вступаем в новые времена, в новую эпоху, которая предполагает, что дальше «налоги будут только повышаться», а время налоговых послаблений ушло в прошлое. Поэтому могу предположить, что в ближайшие годы мы увидим с Вами повышение налогов по всем фронтам, которое будет сопровождаться усилением налогового контроля.
Событие № 5. Очередной вердикт СКЭС Верховного Суда РФ в пользу налогоплательщика с позитивными правовыми позициями.
18 ноября СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу начисления пени по НДС при наличии переплаты по налогу на прибыль и заявления налогоплательщика о зачете переплаты в счет уплаты НДС (дело № А40-86746/2019). Требования налогоплательщика удовлетворены полностью.
Причем СКЭС ВС не просто признало, что нельзя начислять пеню в ситуации, когда налогоплательщик выполнил все предусмотренные законом процедуры по зачету, но и сформулировал ряд правовых позиций, которые могут быть использованы для выработки защитительной позиции налогоплательщика и в других спорах, даже и не аналогичных.
В частности, в обоснование своей позиции СКЭС ВС указала, что начисление пени за период организационного оформления решения о зачете должностными лицами налогового органа в ситуации, когда переплата является подтвержденной, и налогоплательщиком заблаговременно (до наступления срока уплаты налога) представлено заявление о зачете, означало бы применение меры государственного принуждения к лицу, совершившему необходимые действия для исполнения своей налоговой обязанности, и при отсутствии с его стороны незаконного пользования средствами казны, что противоречит правовой режиму пени, установленному гл. 11 НК РФ.
Иной подход к толкованию положений НК РФ, занятый налоговым органом в настоящем деле и поддержанный судами, по существу означает, что пени приобретают характер санкции, применяемой за выбор определенного способа исполнения налоговой обязанности. При этом основания ответственности налогоплательщика начинают определяться, прежде всего, усмотрением должностных лиц налоговых органов в выборе конкретной даты вынесения решения о зачете в пределах установленного законодательством значительного срока, составляющего до двух календарных недель.
Можно еще отметить несколько событий, которые «будоражили» налоговое сообщество в ноябре месяце, это и дискуссия по проекту письма ФНС о применении ст.54.1 НК РФ, которая не вылилась в публичное пространство, и переход ФНС России на двухуровневую систему управления (Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 №1830), и переход Минфина к денонсации налогового соглашения с Голландией (см. здесь и здесь), и много еще чего можно здесь припомнить, но «горячая» пятерка, думается, мне полностью сделала налоговую повестку дня в ноябре месяце.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp