(Федор Тютчев)
Май месяц, несмотря на то, что это практически последний полноценный месяц работы для ГосДумы седьмого созыва (которая у нас в сентябре будет переизбираться), тем не менее особыми сенсациями или прорывами не отмечен. Тем более, что почти 1/3 всего месяца в стране были объявлены майские каникулы.
Может быть поэтому в мае в ГосДуму поступил только несколько «непринципиальных» законопроектов по налогам.
11 мая Ярославская областная Дума внесла в ГосДуму законопроект № 1168605-7 «О внесении изменения в ст. 346.43 ч. II НК РФ», которым предлагается увеличить с 15 до 50 человек предельную среднюю численность наемных работников по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым ИП, в отношении которых применяется ПСН (мой прогноз – ГосДума не поддержит).
14 мая Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 1171868-7 «О внесении изменений в ч. I НК РФ», согласно которому предусматривается установление налоговой ответственности организации финансового рынка, а) за непредставление налоговому органу в результате намеренных действий (бездействия) информации о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих; б) за представление клиентом организации финансового рынка неполной или недостоверной информации по запросу организации финансового рынка в отношении самого себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, уточнение термина «финансовые активы».
25 мая Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 1179597-7 «О внесении изменения в ст. 176.1 ч. II НК РФ», которым предлагается предоставить налогоплательщикам - организациям, осуществляющим производство вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции, право на применение заявительного порядка возмещения НДС за налоговые периоды начиная с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. включительно.
25 мая депутаты фракции «Единая Россия» внесли в ГосДуму законопроект № 1179641-7 «О внесении изменений в ч. II НК РФ», согласно которому предлагается применить одинаковый подход к налогообложению как морской, так и пресноводной форели, применив к ним налоговую ставку в размере 10% НДС.
26 мая депутат ГосДумы М. С. Зайцев внес в ГосДуму законопроект № 1180505-7 «О внесении изменений в ст. 220 ч. II НК РФ», которым предлагается увеличить имущественный налоговый вычет, предусмотренный в связи с расходами граждан на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья, с 2 до 3 млн. рублей, а также увеличить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита) с 3 до 4 млн. рублей (мой прогноз – ГосДума не поддержит).
Из законопроектов, принятых в первом чтении можно отметить:
11 мая ГосДума в 1м чтении приняла
· правительственный законопроект № 1141868-7 «О внесении изменений в ч. I НК РФ в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов», которым предусматривается распространение института «единого налогового платежа» на организации и индивидуальных предпринимателей.
· правительственный законопроект № 1143825-7 «О внесении изменения в ст. 174.1 ч. II НК РФ», которым предусматривается внесение изменения в ст. 174.1 НК РФ в целях обеспечения возможности применения концессионерами в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения упрощенной системы налогообложения в "малых" населенных пунктах (численность населения - менее 50 тыс. человек) путем исключения действия указанной статьи в отношении концессионеров.
19 мая ГосДума в 1м чтении приняла законопроект № 1145997-7 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ», согласно которому устанавливаются меры по уточнению отдельных положений НК РФ, затрагивающих вопросы восстановления сумм налога на прибыль в случаях прекращения статуса участников региональных инвестиционных проектов, в том числе по итогам налоговой проверки.
25 мая ГосДума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 1170972-7 «О внесении изменений в ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». В этой связи можно предположить, что судя по «скорости» рассмотрения проекта, может так получиться, что закон будет принят уже летом, а не осенью, как мы предполагали изначально. В этом есть и своя логика, депутаты седьмого созыва не намерены «оставлять» ГосДуме восьмого созыва незаконченные проекты и спешат рассмотреть всё сами.
26 мая ГосДума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 1159731-7 «О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты РФ», которым ограничиваются случаи освобождения от представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО в части, касающейся перечня случаев, определяемых Правительством РФ;
Очень активен был в мае Верховный Суд РФ, который рассмотрел на высшем судейском уровне несколько интересных налоговых споров.
Так, 5 мая СКЭС ВС РФ было вынесено в пользу плательщика решение по делу о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (Определение СКЭС ВС РФ от 12.05.2021 дело № А47-18534/2019). Правда уже 19 мая, другому плательщику взносов напротив, не повезло, СКЭС ВС РФ, аналогичный спор между ИП и Отделением ПФР по вопросу исчисления срока давности возврата переплаты по страховым взносам (Определение СКЭС ВС РФ от 21.05.2021 дело № А50-36354/2019) рассмотрела в пользу внебюджетного фонда, указав, что позиции Конституционного Суда РФ, даже в пользу плательщиков не всегда могут иметь обратную силу.
Во истину «судебным днем» в мае выдалось 12 число, когда СКЭС ВС РФ рассмотрела аж 3 налоговых спора:
· дело по вопросу применения налоговых вычетов НДС по счетам-фактурам поставщика, признанного банкротом (Определение СКЭС ВС РФ от 13.05.2021 по делу № А20-5385/2019). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика;
· дело о применении налоговой льготы по движимому имуществу (энергоустановка) (Определение от 17.05.2021 по делу № А32-56709/2019). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика.
Но, наверное, самым «сенсационным» майским стало дело, рассмотренное тоже 12 мая, по вопросу применения так называемой «налоговой реконструкции», завершившееся в пользу налогового органа.
В деле № А76-46624/2019 было установлено, что налогоплательщик приобретал ТМЦ у фирм-однодневок, ИФНС доначислила НДС и налог на прибыль. Оспорив решение налогового органа, налогоплательщик нашел поддержку в Арбитражном суде Уральского округа, который по налогу на прибыль признал решение ИФНС незаконным, указав, что хозяйственные операции были реальными, а взыскивать налог в качестве наказания (при наличии вины) недопустимо.
Однако СКЭС ВС РФ в своем Определении от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 указала, что при работе с «однодневками» необходимо определять роль налогоплательщика в «схеме», т.к. ст. 54.1 НК РФ, появившаяся с НК РФ в 2017 году есть противодействие злоупотреблениям. Если налогоплательщик «организовал» схему и сам же в ней и «участвовал», и не «выдал» своего недобросовестного контрагента, такой налогоплательщик не имеет права не только на вычет по НДС, но и на расходы по налогу на прибыль.
Фактически, СКЭС ВС РФ поддержала позицию ФНС, которая по таким ситуациям была изложена в письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения ст.54.1 НК РФ», что означает – мнение ФНС не просто «ведомственная позиция», а скорее всего ближайшая перспектива судебной практики по налоговым спорам.
24 мая СКЭС ВС РФ приняла решение по делу о возможности принятия к вычету «входного» НДС, предъявленного по хозяйственным операциям, произведенным в период применения налогоплательщиками УСН (дело № А38-8598/2019). Дело было рассмотрено в пользу налогоплательщика, который принял к вычету НДС, уплаченный им в условиях нахождения на УСН, но после перехода на ОСН.
В мае месяце ФНС России традиционно обновила значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2020 год, которые используются для оценки вероятности назначения выездной налоговой проверки. Если налоговая нагрузка отличается от средней в отрицательную сторону, то риск проверки повышается. Аналогично, когда рентабельность ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более.
Ну и конечно в мае месяце все обсуждали слова Председатель Правительства РФ М.В.Мишустина, который выступая в ГосДуме с ежегодным отчетом кабинета министров, заявил, что лидеры в сфере бизнеса по выводу средств за границу должны платить налоги по прогрессивной шкале.
«Объемы дивидендов за 2019 год, это пассивные доходы, дивиденды, проценты и роялти, которые вывели за рубеж российские компании, составил 4,3 трлн. руб. в целом. Вот 1,3 трлн. руб. приходится на эти четыре юрисдикции», — заявил Мишустин. Четыре юрисдикции — это Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды, именно в эти четыре страны российский бизнес наиболее активно выводит полученную прибыль. «Конечно, хочется, чтобы больше доходов оставалось в тех регионах, где работают люди, и чтобы люди видели, что компания, которая добывает что-то или экспортирует из их региона, платит и создает необходимую инфраструктуру для социального развития, для того, чтобы там были школы, детские сады и для создания новых рабочих мест», — считает Мишустин. По его словам, необходимо изменить и усовершенствовать налоговые инструменты, работа которых позволит оставить средства в России на местах (более подробно см. здесь).
В конце месяце месяца, его заключительной «точкой» стала расторжение СИДН с Голландией, а именно, 26 мая Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 139-ФЗ «О денонсации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (законопроект № 1147902-7). Действие Соглашения прекратится с 1 января 2022 года при условии, что РФ направит уведомление о денонсации Соглашения в срок до 30 июня 2021 года. На моей памяти это, наверное, первый и пока единственный случай, когда два государства, прежде активно сотрудничающие не смогли найти компромисс и расторгли соглашение, предотвращающее двойное взимание налогов в каждой из стран.
Задать вопрос или написать автору
Для тех из вас, кто проведет август на работе, я организую небольшую серию вебинаров по теме, актуальной практически для любой отрасли и любой организации - «Налоги 2021: управление налогами, сложные вопросы налогообложения, судебная практика по налогам»
Я проведу пять встречи онлайн – 3, 10, 17, 24 и 31 августа. Каждый вторник 3-4 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Я рассмотрю примеры из личного опыта и опыта коллег из ГК «Налоги и финансовое право» и отвечу на ваши вопросы. Если по результатам серии встреч мы поймем, что есть еще темы в этой области, которые вам интересны, но которые мы не успели осветить — мы с удовольствием организуем еще вебинары!
Наша компания «Налоги и финансовое право» занимается налогами 28 лет. Мы проводим в год под сотню налоговых и хозяйственных споров, столько же аудиторских проверок, а за прошлый год нашей командой было подготовлено 1400 письменных заключений (более подробно об итогах нашей работы за 2020 год можно посмотреть здесь). Некоторые наши техники поистине уникальны.
Наш принцип: «Не надо говорить о том, что «всё плохо», надо говорить о том, «что делать?»
Очень надеюсь, что Вы или Ваши коллеги, смогут выкроить несколько дней для нашего профессионального общения.
Более подробно посмотреть программу семинара и зарегистрироваться Вы можете на сайте серии вебинаров или на нашем сайте.