30 сентября Правительство РФ внесло в ГосДуму проект федерального закона № 1258295-7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Законопроект составлен с профицитом федерального бюджета на 2022 и 2023 годы и дефицитом на 2024 год.
В основе проекта федерального бюджета на 2022–2024 годы — базовый прогноз Минэкономразвития, который основывается скорее на целевых, чем на прогнозных показателях — и не все они похожи на выполнимые.
Российская экономика после провала из-за пандемии в 2020 году должна показать восстановительный рост на 4,2% в 2021-м, а в дальнейшем — в 2022–2024 годах — будет расти строго на 3 %. То есть власти рассчитывают, что динамика российского ВВП придет в соответствие цели, поставленной Владимиром Путиным еще в 2018 году («рост не ниже мирового») и с тех пор ни разу не выполнявшейся.
Инфляция в 2021 году разгонится до 5,8% в 2021 году, но уже во второй половине 2022 года, согласно официальному макропрогнозу, вернется к целевому уровню 4% и в дальнейшем будет оставаться в рамках таргета Банка России.
Цена на нефть к концу прогнозного периода снизится с $66 за баррель (в среднем за 2021 год) до $55,7 за баррель в среднем за 2024 год, ожидает Минэкономразвития. В случае ускоренного энергоперехода высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне на средне-долгосрочном горизонте, оговаривается при этом Минфин. Курс доллара в 2022–2024 годах составит в среднем 72–74 рубля, предполагается в прогнозе.
С 2022 года Правительство возвращается к обычным параметрам «бюджетного правила», действие которого было приостановлено в 2020 году из-за антикризисных расходов в связи с пандемией. Это значит, что все нефтегазовые доходы бюджета, полученные при цене на нефть свыше установленного порога ($44,2 за баррель в 2022 году, $45 в 2023-м и $45,9 в 2024-м), направляются в резервы ФНБ. Структурный первичный дефицит бюджета (при базовых ценах на нефть) ограничен на уровне 0,5% ВВП.
Крупнейшие разделы в структуре расходов федерального бюджета — традиционно социальная политика (25 % всех утвержденных бюджетных расходов в 2022 году), национальная экономика (14,6%), национальная оборона (14,8%), а также национальная безопасность и правоохранительная деятельность (11,8%), следует из пояснительной записки к проекту бюджета. На образование и здравоохранение в 2022 году пойдет 5,2% и 5,3% всех расходов бюджета в 2022 году. В 2023–2024 годах ожидается сокращение расходов на здравоохранение до 4,9% относительно всех бюджетных расходов.
К проекту закона было приложено порядка 415 документов, в т.ч. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
В налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
В частности, обелению экономики и созданию справедливых условий для конкуренции за счет роста собираемости налогов будет способствовать:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;
- формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
- запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (аналогично режиму НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
- введение института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- повышение качества администрирования акцизов на табак.
Системные изменения предусмотрены в налогообложении ресурсной ренты в отраслях горно-металлургического комплекса. С 2022 года предусмотрена модернизация принципов налогообложения в этих секторах с привязкой ставок НДПИ к уровню мировых цен на соответствующие сырьевые товары.
Одновременно с проектом закона о федеральном бюджете в ГосДуму Правительством было внесено еще 12 проектов федеральных законов по бюджетно-налоговой тематике (см. здесь), в том числе достаточно внушительный проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», согласно которому подходы к налогообложению металлургической отрасли подлежат изменению (акциз на жидкую сталь + НДПИ).
Более подробно см. здесь и здесьЗадать вопрос или написать автору
____________________________________________
Темы, которые рассмотрят наши эксперты в течение ТРЕХ дней:
- судебная практика по налоговым и финансовым спорам в 2021 года,
- новые ФСБУ
- актуальные подходы к разграничению имущества на движимое и недвижимое
- исчисление НДС и налога на прибыль в 2021 году
- исчисления НДС при совершении экспортных отгрузок в ЕАЭС и за его пределы
- положения о работе системы прослеживаемости после принятия Постановлений Правительства 1108 и 1110
- КНП и ВНП? Без паники!
- Трудовые и налоговые аспекты взаимоотношений работника и работодателя
- Служебные командировки
и многие другое. В программе курса также запланировано время для ответов на Ваши вопросы.
Приглашаем принять участие в курсе вебинаров «Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права», который мы проводим в онлайн - формате. Вебинар также доступен в записи.
Зарегистрироваться