14 января в рамках Гайдаровского форума-2022 «Россия и мир: приоритеты», состоялась экспертная дискуссия «Будущее налоговой системы», в которой приняли участие Данил Вячеславович Егоров, руководитель ФНС России, Алексей Валерьевич Сазанов, статс-секретарь — заместитель Министра финансов РФ, а также Андрей Михайлович Макаров, председатель комитета ГосДумы по бюджету и налогам (кстати, в таком же формате и составе прошло аналогичное мероприятие и на Гайдаровском форуме 2021 года).
Как и в прошлом году, Андрей Михайлович, наверное, как самый опытный налоговед с самым большим стажем работы «с налогами» (или потому, что он представитель именно законодательной ветви власти) взял на себя руководство встречей и задал своим собеседникам первый блиц-вопрос: «Назовите три приоритета налоговой политики…».
Представитель Минфина А.В. Сазанов ответил: «Администрирование, собираемость, предсказуемость».
Представитель ФНС Д.В.Егоров: «Упрощение, доверие и адекватность реалиям».
В ответ на обозначенные приоритеты, Андрей Михайлович буквально "уцепился" за слово
«предсказуемость» и поставил вопрос примерно таким образом, о какой предсказуемости мы можем вообще говорить, когда ГосДума приняла только в 2021 году 24 федеральных закона, меняющие так или иначе положения первой и второй части Налогового кодекса РФ. Цитата: «Из года в год примерно [принимается] 30 законов, в каждом законе десятки, иногда сотни статей».Таким образом, говорит А.М. Макаров мы поменяли тысячи норма налогового кодекса, отмечая, что в настоящий момент на рассмотрении налогового комитета ГосДумы находится 16 налоговых законопроектов (сам А.М. Макаров, по его словам скоро внесет в ГосДуму законопроект «более 100 страниц налогового кодекса»).
Вместе с тем, как отметил Д.В.Егоров основной проблемой для ФНС (да и, кстати, для налогоплательщиков подчеркнул глава ФНС) является даже не количество норм, а «проблема во времени», так как ни налоговая служба, ни налогоплательщики не успевают внедрять законодательные новшества в информационные системы учета.
Далее, А.М. Макаров вновь обернулся к статистике законотворческой работы и озвучил такие цифры, так за последние три года мы внесли в статья 149 [Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения] внесли 30 законов (даже не изменений, а именно «законов»), в статью 165 [Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов] поправки вносились 15 законами.
Причем по словам А.М. Макарова на его вопрос почему нельзя вносить изменения более централизовано, он получил ответ, что поправки готовят разные «департаменты». А вам не кажется, что очень часто мы [т.е. власти] больше думаем о своем удобстве, а не об удобстве налогоплательщика.
Далее, А.М.Макаров озвучил фантастическую идею о введении в России единого дня принятия поправок в Налоговый кодекс, назвав его «юрьев день» (весной или осенью). Причем руководитель ФНС Д.В. Егоров эмоционально поддержал эту идею, сказав, что «я от счастья сейчас расплачусь», так как это очень облегчит жизнь налоговой службы. Представитель Минфина А.В. Сазанов, не отвергая саму идею как таковую отметил, что о невозможности её реализации, т.к. существуют поручения правительства и президента, которые подлежат исполнению в разные сроки.
Далее, в рамках дискуссии собеседниками было определено, что налоговая система России продолжает реформироваться, развиваться и совершенствоваться, поскольку во главе угла стоит поиск баланса интересов.
Интересным в плане обсуждения был вопрос о том, собирает ли ФНС налоги или только контролирует правильность их исчисления и уплаты. Алексей Сазанов отметил, что при осуществлении деятельности ФНС выступает в неком качестве «родителя», который именно контролирует, а в случае нарушений может наказать.
Руководитель ФНС Д.В.Егоров поддержал позицию. При этом отметил, что если раньше ставились планы по сбору налогов, то сейчас Минфином делается прогноз, который не является обязательным для Налоговой службы.
Затрагивая тему проведения контрольных мероприятий, А.М. Макаров подверг критике ФНС за непрозрачность процедуры предпроверочного анализа бизнеса. Он обратил внимание на отсутствие их описания в НК РФ и других публичных документах, регламентирующих деятельность службы. Руководитель ФНС Д.В. Егоров с ним отчасти согласился, заверив, что институт предваряющих проверку мероприятий предназначен как раз для снижения нагрузки на бизнес.
В ходе дискуссии Д.В. Егоров обозначил три основных направления, на которых планирует сосредоточиться Служба в ближайшие годы. В частности, планируется развивать институт рассмотрения жалоб: все обращения налогоплательщиков будут тщательно анализироваться. По его мнению, это позволит совершенствовать налоговые сервисы и снижать конфликтность, ведь важно не столько решение по жалобе, а создание условий, чтобы такая жалоба не возникала.
Глава ФНС также отметил, что в работе важно выстраивать грамотную коммуникацию: «Если ты не имеешь системы обратной связи, то у тебя очень ограниченный спектр возможностей по развитию. Система обратной связи помогает нам находить новые решения. Когда мы сделали ставку на услуги, оказалось, что эти услуги приносят пользу бюджету за счет того, что люди больше платят, комфортнее платят, следовательно, туда мы будем вкладывать больше».
В качестве третьего направления развития Даниил Егоров назвал необходимость создания новой модели он-лайн налогового администрирования. То есть функции по исчислению налогов должны полностью перейти на сторону налоговой, что снизит издержки для экономики и налогоплательщиков. В качестве примера он привел налоговый режим для самозанятых, а также напомнил, что с начала этого года организации больше не обязаны представлять декларации по транспортному и земельному налогам.
Алексей Сазанов также отметил, что необходимо упрощать налоговое администрирование и Минфин по этому вопросу будет продолжать активно сотрудничать с ФНС. Помимо этого Сазанов указал, что нужно повышать эффективность тех налоговых льгот, которые уже есть и которые уже предоставлены (прежде всего, инвестиционные налоговые льготы). И в качестве третьего направления Сазанов выделил работу по налогообложению цифровых услуг, которая стала актуальна на фоне пандемии коронавируса.
Так же участники встречи, отметили, что в условиях глобализации мировой экономики возрастает влияние правил международного налогообложения на налоговые системы отдельных стран.
По словам А.В. Сазанова, «если раньше инструменты налогового планирования фокусировались внутри страны, то теперь они вышли за ее пределы». «Они уже носят международный характер, когда можно центры прибыли перемещать между странами, когда можно штаб-квартиры располагать в низконалоговых юрисдикциях. На новые вызовы, которые возникли в последние 20-30 лет, нужен ответ. То, что мы выходим на наднациональный уровень по определенным видам налогов, в первую очередь корпоративным — это реальность», — отметил он.
Замминистра отметил, что имплементация общемировых правил налогообложения в российское законодательство — задача ближайших лет.
Более подробно см. здесь и здесь
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp