15 февраля ГосДума в первом чтении приняла законопроект № 46702-8 «О внесении изменений в ч. I и II HК РФ».
Законопроект разработан в целях упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных НК РФ, и совершенствования налогового администрирования.
В качестве мер, направленных на достижение поставленных целей, законопроектом предлагается:
1) внедрение института единого налогового счета, открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж;
2) вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений на перечисление каждого вида налога с огромным количеством реквизитов осуществлять уплату налогов посредством перечисления единого налогового платежа, указывая в платежных поручениях только суммы платежа и ИНН налогоплательщика;
3) самостоятельное зачисление налоговым органом единого налогового платежа в счет исполнения обязанностей плательщика по уплате налогов;
4) введение совершенно новой системы учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, позволяющей формировать единое сальдо расчетов на едином налоговом счете налогоплательщика в качестве результата исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, что позволит исключить одновременно наличие задолженности и переплаты у налогоплательщика по разным видам налогов;
5) взыскание общей суммы задолженности, что исключит применение налоговыми органами избыточных обеспечительных мер к налогоплательщикам;
6) новый порядок работы с банками при взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, предусматривающий ведение реестра решений о взыскании задолженности и поручений налоговых органов на перечисление сумм задолженности;
7) установление сокращенных сроков возврата налогоплательщику сумм денежных средств в размере положительного сальдо его единого налогового счета;
8) установление единых сроков уплаты налогов.
Отметим, что после принятия законопроекта в первом чтении Правовое управление Комитета ГД по бюджету и налогам подготовило заключение, в котором указало на необходимость доработки ряда положений исходя из требований ст. 3 НК РФ об определенности и ясности актов законодательства о налогах и сборах. В частности:
а) установление единых дат представления налоговых деклараций и уплаты налогов может существенно усложнить задачу налогоплательщика по корректному исчислению налогов и привести к увеличению нагрузки на обе стороны налоговых правоотношений вследствие увеличения количества представляемых уточненных налоговых деклараций (расчетов). Особую обеспокоенность бизнеса вызывает сокращение сроков представления расчетов по НДС, НДФЛ и страховым взносам, а также сроки представления в налоговые органы нового вида документации - уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
б) порядок расчета суммы пеней на сумму недоимки. Отсутствие порядка определения срока возникновения задолженности привело, в частности, к правовой неопределенности в вопросе начисления пени. Из п. 3 проектируемой ст. 75 НК РФ не ясно, будет ли начисление пени производиться по каждому конкретному налогу или по совокупной обязанности. Используемая формулировка «…если на первый день просрочки отсутствовало отрицательное сальдо…» применительно к порядку начисления пени некорректна, поскольку в случае отсутствия отрицательного сальдо отсутствует и задолженность.
в) порядок предъявления налоговым органом требований к расчетным счетам налогоплательщика без установления очередности взыскания по нескольким счетам с целью исключения возможности неоднократного списания одной и той же суммы недоимки с разных счетов.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp