Суд указал, что налоговая задолженность не может быть взыскана, если срок для принудительного взыскания пропущен в связи с необоснованным несоблюдением сроков проведения налоговой проверки.
Фактически указанное Решение принято вопреки правовой позиции Верховного суда, изложенной в Определении от 05.07.2021 по делу № А21-10479/2019 (ООО «Неринга»).
Фабула дела: Общество с ограниченной ответственностью «Универсам 11» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога в размере 297 017 069 рублей по состоянию на 29.07.2021.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на нарушение налоговым органом порядка и сроков совершения определенных действий в рамках осуществления выездной налоговой проверки и сопутствующих мероприятий налогового контроля. Нарушение указанных сроков, по мнению Общества, повлекло невозможность приведения в действие процедур принудительного взыскания задолженности, и, поскольку налоговым органом уже утрачено право на взыскание недоимки, пеней, штрафов, задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию.
Суд удовлетворил требования Общества.
Как отметил суд, нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но такие нарушения процессуальных сроков не могут не приниматься во внимание при исчислении сроков, предусмотренных НК РФ в отношении процедур принудительного взыскания задолженности.
Обратное толкование приводило бы к бессмысленности возможности заявления налогоплательщиком доводов о несоблюдении указанных сроков в рамках оспаривания решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со ст. 46 НК РФ, то есть к отсутствию возможности получения реальной судебной защиты.
Кроме того, формальное прибавление двух лет к дате истечения срока исполнения требования недопустимо, а предельный срок принудительного взыскания задолженности должен определяться судом в каждом конкретном случае и будет зависеть от совершенных налоговым органом действий.
На основе исследования имеющихся в деле доказательств судом установлено, что налоговым органом допущены следующие нарушения установленных законодательством сроков:
- 16.08.2018 вручен акт выездной налоговой проверки;
- 25.01.2019 начальником налогового органа рассмотрен акт выездной налоговой проверки, письменные возражения с документами, материалы, полученные в рамках дополнительных мероприятий, составлен протокол рассмотрения материалов проверки;
- 02.12.2020 налогоплательщик был ознакомлен с материалами проверки, о чем составлен протокол;
- 30.12.2020 вынесено решение о привлечении к ответственности, которое вручено налогоплательщику 27.01.2021;
- 12.07.2021 Управлением ФНС решение налогового органа оставлено без изменения;
- 29.07.2021 получено требование об уплате налога.
Таким образом, общая продолжительность бездействия налогового органа составила 705 дней, в период между 25.01.2019 и 30.12.2020 налоговым органом не принималось решение о проведение дополнительных мероприятий, а равно был нарушен порядок проведения проверки, регламентированный действующим налоговым законодательством.
Длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что вследствие длительности проведения выездной налоговой проверки решение по ее результатам принято лишь 30.12.2020, в то время как должно было быть принято 08.02.2019. Следствием длительного бездействия налогового органа стал пропуск срока, определенного ст. 46-47 НК РФ, для осуществления процедуры принудительного взыскания задолженности.
При соблюдении налоговым органом сроков проведения выездной налоговой проверки решение должно было быть принято 08.02.2019; 18.05.2019 решение должно было вступить в законную силу, в случае оставления апелляционной жалобы Общества без удовлетворения; 24.06.2019 могло быть получено требование об уплате, и 04.07.2019 срок на добровольное исполнение требования считался бы истекшим.
Таким образом, с учётом сроков, предусмотренных налоговым законодательством, срок на принудительное взыскание налогов истек 04.07.2021. Причины столь значительного нарушения установленных законом сроков заинтересованным лицом не названы. В связи этим суд приходит к выводу об отсутствии разумного объяснения длительному несовершению налоговым органом таких действий административно технического характера, как направление заявителю решения о привлечении к налоговой ответственности. Несвоевременное принятие решения не связано с действиями (бездействием) Общества и никак не объяснено заинтересованным лицом.
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp