Ещё 10 января на заседании Правительства России министр финансов А.Г. Силуанов сообщил, что дефицит бюджета по итогам 2022 г. составил 3,3 трлн.руб., или 2,3% ВВП.
«Дефицит составил 3,3 трлн. рублей, или 2,3% ВВП. Но если учитывать те средства, которые мы компенсировали государственным внебюджетным фондам в результате предоставления отсрочки по страховым взносам, если вычесть эти средства из объема расходов, то дефицит составил 1,8% валового внутреннего продукта, то есть менее 2%, как мы планировали», — сообщил Силуанов.
Министр также отметил, что в прошлом году был перевыполнен план по доходам. Их общий объем составил почти 28 трлн. рублей, что на 2,8 трлн. рублей больше, чем было изначально запланировано. По словам главы Минфина, такие показатели были достигнуты как за счет нефтегазовых доходов, благодаря более высокой конъюнктуре цен на энергоносители, так и за счет роста ненефтегазовых доходов, в том числе налога на добавленную стоимость. Кроме того, были увеличены объемы привлечения средств с финансового рынка. Говоря о расходах бюджета, министр подчеркнул, что в прошлом году были выполнены все плановые задачи, несмотря на ограничения и санкции.
«Ограничения не оказали влияния на выполнение наших социальных обязательств. Наоборот, мы увеличили объемы расходов. Увеличение составило более 6 трлн. рублей. И эти деньги были направлены в первую очередь на поддержку людей», — сообщил Силуанов.
Так, по его словам, на 10% были увеличены выплаты неработающим пенсионерам, вырос прожиточный минимум и МРОТ, введена новая выплата на детей от 8 до 16 лет, выделены средства на субсидирование процентных ставок по кредитам, профинансировано дорожное строительство, компенсировано удорожание стройки, выделены средства на ремонт школ и возведение кампусов университетов.
6 февраля Минфин опубликовал отчет об исполнении федерального бюджета за январь 2023 г.: доходы 1.356 трлн. руб., (на 35% ниже, чем в январе 2022), расходы – 3.117 трлн. руб. (на 59% выше чем в январе 2022). Таким образом, дефицит по итогам месяца составил 1,76 трлн. руб.
Это рекордный показатель для января как минимум с 1998 г., пишет Bloomberg.
Больше всего бюджет в январе потерял в нефтегазовых доходах — они упали на 46% по сравнению с январем 2022 года. Но и доходы, не связанные с нефтью и газом, упали на 28%.
Созданный аналитиками «ВТБ Капитала» телеграм-канал «Твердые цифры» предполагает, что экстраполировать январский провал на весь год не стоит — скорее всего, таких провалов больше не будет. «Однако и план Минфина по дефициту в 3 трлн. рублей, скорее всего, не удастся исполнить», — пишут авторы канала.
Минфин РФ объясняет низкие данные по поступлению доходов в федеральный бюджет в январе 2023 года уплатой налогов в рамках единого налогового платежа и возмещением НДС, считая некорректным сопоставлять их с цифрами на 1 февраля прошлого года.
По данным единого портала бюджетной системы, доходы на 2 февраля составили 414 млрд. рублей, расходы - 3,371 трлн. рублей. Пока министерство не публиковало свою предварительную оценку исполнения федерального бюджета в первый месяц года.
По предварительным данным января прошлого года, доходы составляли 2 трлн. 089,15 млрд. рублей, расходы - 1 трлн. 964,16 млрд. рублей.
«Исполнение бюджета по доходам и расходам организовано строго в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и происходило в январе 2023 года в плановом режиме. Доходы бюджетов в январе 2023 года формировались впервые в условиях уплаты ЕНП (единого налогового платежа). Срок уплаты ЕНП (28 января) пришелся на выходной день, и его перечисление налогоплательщиками осуществлялось в первый рабочий день - 30 января. В связи с чем зачисление и распределение по бюджетам средств ЕНП происходило в конце января и первые дни февраля», - говорится в сообщении министерства в его телеграм-канале.
В сообщении также отмечается, что по НДС в течение января были произведены более значительные возмещения средств налогоплательщикам в связи с действием ускоренного порядка возмещения НДС, которого не было в январе прошлого года (действует с апреля 2022 года).
Более подробно см. здесь
Комментарий от «НФП»: очевидно, что низкие показатели доходной части бюджетной системы при неизменно его высоких расходных показателях создают условия для начала дискуссии о повышении налоговой нагрузки на экономику. Ведь для государства налоги это не цель, это средство для наполнения бюджета. И если в прошлом 2022 г. налоговая система России осталась практически в прежних параметрах (если не учитывать повышение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, а также на отрасли по добыче угля и по производству минеральных удобрений), то с такими показателями исполнения бюджета ситуацию 2022 г., в 2023 г. сохранить будет очень трудно.
Не случайно в связи с этими обстоятельствами, представляется, что и публикации в некоторых СМИ о повышении ставки НДФЛ (см. «КП», 30.01.2023 «У богатых надо забирать больше денег»…, а также о возможном повышении налога на прибыль, являются не случайными.
____________________________________
Уважаемые коллеги, друзья!
2023 год обещает быть насыщенным и динамичным в плане вступления в силу новых положений в бухгалтерском учете, изменений в налогообложении, административной и хозяйственной деятельности.
Мы поможем во всеоружии встретить нововведения. Группа компаний «Налоги и финансовое право» приглашает принять участие в зимнем Курсе практикующего консультанта: «Налоги и налоговое право»: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права.
В этой сессии рассмотрим самые свежие темы, в том числе единый налоговый счет и единый налоговый платеж, подготовка и сдача годового отчета 2022, а также дадим ответы на вопросы налогового и бухгалтерского учёта, трудового и гражданского права. Новинка курса: основы оптимизации деятельности участника ВЭД.
Курс будет интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.
По многочисленным просьбам курс проводиться в очном и on-line формате.
Оставить заявку или узнать подробности можно:
- здесь;
- cnfp@cnfp.ru;
- Екатеринбург: (343) 350-11-62, ул. Луначарского, 77;
- Москва: (495) 788-39-51, пр. Мира 102, корп. 1.
________________________________________
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp