пятница, 3 ноября 2023 г.

В Госдуму внесены законопроекты…

… о повышении предела доходов по УСН для Арктической зоны

23 октября Дума Чукотского автономного округа внесла в ГосДуму законопроект № 465838-8, которым предложила увеличить порог по УСН за счет повышения коэффициента индексации для предприятий Арктической зоны РФ.

Проектом закона предлагается предоставить субъектам РФ, входящим в Арктическую зону, право устанавливать коэффициент индексации величины предельного размера доходов организации, ограничивающей право организации перейти на УСН, характеризующий региональные особенности ценообразования, который может превышать коэффициент-дефлятор, установленный в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.12 ч. II НК РФ, но не более чем в три раза.

Авторы законопроекта отмечают, что предоставление такого права:
- даст возможность применять УСН большому числу предпринимателей и будет являться стимулом для развития малого бизнеса, а также обеспечения занятости населения и сохранения рабочих мест;
- поспособствует снижению влияния факторов, мотивирующих налогоплательщиков к уходу в тень и дроблению бизнеса, нивелированию резкого роста налоговой нагрузки при переходе с УСН на общую систему налогообложения;
- позволит высвободить денежные средства за счет снижения налоговой нагрузки, которые будут направлены на развитие бизнеса.

… о предоставлении отпуска многодет/жителям Крайнего Севера

24 октября депутаты из фракции КПРФ внесли в ГосДуму законопроект № 467396-8 о внесении в ст. 325 ТК РФ изменений, предусматривающих предоставление лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющим троих и более детей, и членам их семей права бесплатного проезда один раз в год к месту проведения отпуска и обратно.

По мнению авторов законопроекта такая норма позволит многодетным семьям чаще вывозить своих детей из северных регионов, например, к морю, что благотворно скажется на состоянии их здоровья. Это особенно актуально в свете снижения объема ассигнований на субсидии на обеспечение отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне РФ: на 2024-2026 гг. планируется выделение из федерального бюджета 405 млн. руб., тогда как в 2023 г. выделяется 450 млн. руб., а в 2022 г. выделялось 500 млн. руб.

Правительство в своем заключении на проект федерального закона отметило следующее:
- проектируемые нормы не только изменяют периодичность предоставления указанной компенсации, но также значительно расширяют круг лиц, имеющих право на компенсацию. При этом предлагаемым изменением право на оплату проезда предлагается распространить на всех членов семьи работника вне зависимости от степени их родства, возраста, совместного проживания, наличия трудовых отношений, что не согласуется с ч. 2 ст. 325 ТК РФ, в которой предусмотрен закрытый перечень членов семьи и критерии, в соответствии с которыми осуществляется компенсация за их проезд к месту отдыха и обратно федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами РФ, федеральными государственными учреждениями;
- материалы к законопроекту не содержат количественных показателей о численности работников и членов их семей, в отношении которых будут применяться проектируемые нормы, в связи с чем не представляется возможным оценить социально-экономические последствия принятия соответствующего федерального закона;
- реализация предлагаемых законопроектом положений потребует дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако законопроектом не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств;
- в настоящее время органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно определяют формы и методы поддержки многодетных семей в рамках их полномочий и исходя из своих бюджетных возможностей в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В связи с этим, по мнению Правительства, предлагаемые изменения могут быть реализованы путем совершенствования законодательства субъектов РФ о социальных гарантиях.

… о наделении «бизнес-омбудсменов» правами по защите самозанятых

25 октября депутаты из фракции Единой России внесли в ГосДуму законопроект № 468216-8 о внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность обеспечения правовыми гарантиями государственной защиты прав и законных интересов граждан, имеющих статус самозанятых, и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами через Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Как отмечают авторы проекта, самозанятые граждане, так же, как и предприниматели, систематически получают доход от осуществляемой ими деятельности, их деятельность является рисковой. В таком случае на деятельность самозанятых граждан также должны распространяться меры государственной защиты их прав и законных интересов.

Правительство поддержало законопроект, указав на необходимость его доработки.

Отметим, что в апреле те же депутаты от Единой России уже вносили в ГосДуму аналогичный по своему содержанию законопроект – тогда он был возвращен авторам по решению профильного комитета из-за отсутствия заключения Правительства.

… о регулировании цен на непродовольственные товары

27 октября депутаты из фракции ЛДПР и сенатор Афанасьева Е.В. внесли в ГосДуму законопроект № 470417-8 о внесении изменений в ст. 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Законопроектом предлагается в целях стабилизации розничных цен на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ предоставить Правительству право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные непродовольственные товары.

По мнению авторов законопроекта, Правительство РФ должно обладать дополнительными инструментами воздействия на субъектов рыночных отношений, которые захотят воспользоваться ухудшающейся рыночной конъюнктурой, путем увеличения цен на такие товары.

Разработчики отмечают, что сам факт наличия у Правительства РФ такого инструмента воздействия на цены непродовольственных товаров позволит сдержать субъектов экономической деятельности от необоснованного увеличения цен на данные товары, поскольку в случае несправедливого роста цен действия Правительства РФ позволят существенно снизить необоснованную прибыль предпринимателей с возможностью применения к таким лицам мер антимонопольного реагирования.

Поскольку подобное долгосрочное вмешательство государства в параметры установления цен создает дисбалансы в экономике и влечет дефицит товаров, разработчики предлагают ограничить срок наделения Правительства РФ рассматриваемыми полномочиями 31.12.2024.

Правительство законопроект не поддержало, отметив, что механизм регулирования цен на непродовольственные товары представляется более сложным ввиду наличия большего по сравнению с продовольственными товарами ассортимента, вариаций и уникальности предлагаемых товаров. В случае установления предельно допустимых розничных цен на непродовольственные товары согласно предлагаемому законопроектом механизму участники производственно-торговой цепочки могут потерять экономическую заинтересованность, что впоследствии приведет к возникновению дефицита на рынках товаров, в отношении которых установлены предельные розничные цены, а также к снижению уровня конкуренции и снижению инвестиционной привлекательности для определенных групп товаров.

… об уточнении порядка представления информации об обязательствах в валюте

27 октября Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 471081-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Предлагаемыми изменениями:
- вводится обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах, включая такую информацию с учетом имеющихся у таких юридических лиц - резидентов в том числе находящихся за пределами территории РФ дочерних хозяйственных обществ (при наличии);
- предусмотрена унификация требований к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах. Состав, форму, сроки, порядок составления и представления резидентами указанной информации предлагается установить нормативным актом Банка России по согласованию с Минфином и Минэкономразвития;
- исключаются положения о размещении перечня на официальном сайте Банка России в сети «Интернет». При этом порядок доведения до сведения резидентов информации о включении в перечень резидентов предлагается устанавливать Банком России;
- предусматривается, что представление и передача документов и информации, связанных с исполнением резидентами ряда требований, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны.

В пояснительной записке отмечается, что предлагаемые законопроектом изменения направлены на более эффективный мониторинг и оценку равномерности притока и оттока иностранной валюты, а также на своевременное выявление потенциальных дисбалансов, угрожающих стабильности финансового рынка, на фоне реализующихся геополитических рисков.

… об упрощении порядка перехода на НПД для ИП

27 октября депутаты из фракции Единой России внесли в ГосДуму законопроект № 470805-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законопроектом в целях упрощения порядка смены статуса ИП на статус самозанятого предлагается предусмотреть, что физическое лицо со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД считается прекратившим применение УСН, ЕСХН, патентной системы налогообложения со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

Как отмечают разработчики, на сегодня в правоприменительной практике многие предприниматели, переходя на статус самозанятого (в том числе в силу незнания требований законодательства об их обязанности направлять в налоговый орган уведомление о прекращении своего статуса в качестве предпринимателя) забывают направлять предусмотренное законом уведомление или направляют его несвоевременно, после чего их статус в качестве самозанятого аннулируется, что в результате вызывает для них неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты налогов и сборов в повышенном (по сравнению с НПД) размере, установленных УСН, ЕСХН.

… о реформировании института ИИС

27 октября Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 471073-8 о внесении изменений в ст. 10-2-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

Как отмечается в пояснительной записке, в целях создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и притока инвестиций на финансовый рынок, проектируемые в проекте федерального закона изменения направлены на поэтапное реформирование института индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).

При этом авторы выделяют следующие ключевые барьеры ИИС:
1. ИИС может быть только один. В отличие от брокерских счетов и счетов, открываемых по договору доверительного управления, невозможно открыть несколько ИИС одному физическому лицу.
2. Возврат клиенту денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, учтенных на его ИИС без прекращения договора ИИС не допускается.
3. Совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору на ведение ИИС, не может превышать один миллион рублей.

Отмечается, что в настоящее время требуется создать новый удобный финансовый инструмент, направленный на формирование долгосрочных сбережений физических лиц. Законопроектом предусмотрена возможность начиная с 2024 г. оформлять новый договор на ведение ИИС с более гибкими условиями (ИИС-III).

Так, законопроект предусматривает наделение УК ПИФ правом открывать и вести ИИС- III, на которых можно будет учитывать инвестиционные паи открытых ПИФ, находящихся под управлением такой УК ПИФ, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении. Это позволит не только расширить возможности инвесторов формировать долгосрочные сбережения, но и исключит необоснованный налоговый арбитраж, когда налоговые стимулы предоставляются при инвестировании через посредников - профессиональных участников рынка ценных бумаг, и отсутствуют при долгосрочном прямом инвестировании через УК ПИФ. При этом в связи с различными требованиями к составу и структуре активов разных типов ПИФ на начальном этапе планируется предоставление УК ПИФ права открытия и ведения ИИС-III только в отношении открытых ПИФ.

Кроме того, в целях развития конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также повышения уровня диверсификации активов законопроект предоставляет физическим лицам право одновременно являться стороной совокупно не более трех договоров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (УК ПИФ), которые предусматривают открытие и ведение ИИС-III, без ограничения по сумме денежных средств, которые могут быть переданы по таким договорам на ведение ИИС-III.

При этом в целях предупреждения злоупотреблений предполагается исключить возможность перевода активов с одного ИИС-III на другой ранее открытый ИИС-III, на котором уже учитываются какие-либо активы.

Важно отметить, что законопроектом устанавливается запрет безосновательного отказа профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), с которым заключен договор на ведение ИИС-III, принимать активы, передаваемые другим профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), договор на ведение ИИС-III с которым прекращается. При этом законопроектом предусматривается право лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС-III, в случае невозможности (отсутствие корреспондентских счетов, инфраструктуры, лицензии и т.д.) принимать денежные средства, драгоценные металлы для их учета на ИИС-III, однако, только в том случае, если доступ клиента к информации о невозможности принять соответствующие активы был обеспечен до момента заключения с ним договора на ведение ИИС-III.

При этом профессиональный участник рынка ценных бумаг (УК ПИФ) должен будет прекратить соответствующий договор на ведение ИИС-III в течение 30 дней с момента обращения к нему физического лица с соответствующим требованием и уведомить такое физическое лицо о прекращении договора на ведение ИИС-III в течении трех рабочих дней с момента такого прекращения.

Согласно законопроекту, физическое лицо вправе полностью или в части потребовать возврата учтенных на его ИИС-III денежных средств без прекращения договора при возникновении особой жизненной ситуации после заключения такого договора на ведение ИИС-III.

Перечень документов, которые должны быть предоставлены инвестором профессиональному участнику рынка ценных бумаг (УК ПИФ) в случае возникновения особой жизненной ситуации, и требования к ним будут устанавливаться нормативным актом Банка России.

Кроме того, Правительством будут установлены критерии ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на ИИС.

Также в целях исключения злоупотреблений законопроектом устанавливается, что перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение ИИС-III, не на ИИС-III не допускается.

Необходимо отметить, что в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных в период с 01.01.2015 по 31.12.2023 включительно, а также договоров на ведение ИИС, заключенных физическом лицом с профессиональным участником рынка ценных бумаг после 01.01.2024 в целях передачи этому профессиональному участнику рынка ценных бумаг учтенных на ИИС такого физического лица денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, положения ст. 102.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» применяются в редакции, действовавшей до вступления настоящего Федерального закона в силу, за исключением таких договоров на ведение ИИС, в отношении которых инвестор заявил об использовании соответствующего ИИС в качестве ИИС, открытого после 01.01.2024.

Соответственно, инвесторы смогут трансформировать свои ИИС, договор на ведение которых был заключен до вступления в силу проектируемых законопроектом изменений, в ИИС-III без заключения нового договора.

Таким образом, реализация предлагаемых законопроектом положений позволит инвесторам выбрать для себя самый оптимальный вариант:
1) продолжить использование договора на ведение ИИС, открытого до 01.01.2024, на прежних условиях;
2) трансформировать договор на ведение ИИС, открытый до 01.01.2024, в ИИС-III;
3) оформить новый договор на ведение ИИС-III, если инвестор не имеет действующего договора на ведение ИИС, открытого до 01.01.2024.

В связи с тем, что введение ИИС-III планируется с 01.01.2024, законопроектом предусмотрено вступление проектируемых положений в силу также с указанной даты.

… об освобождении от НДС строительства с использованием счетов эскроу

28 октября Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 471415-8 о внесении изменения в ст. 149 ч. II НК РФ.

Законопроект разработан в целях установления порядка налогообложения услуг, оказываемых подрядными организациями, осуществляющими строительство индивидуальных жилых домов с применением счетов эскроу, аналогично порядку налогообложения застройщиков, осуществляющих привлечение средств граждан по договорам участия в долевом строительстве.

Авторы отмечают, что принятие законопроекта направлено на снижение стоимости объектов индивидуального жилищного строительства и, как следствие, на повышение доступности возведения таких объектов для граждан РФ.

… об увеличении срока на обращение в суд по спорам об увольнении

30 октября депутаты из фракции ЛДПР внесли в ГосДуму законопроект № 471594-8 о внесении изменения в ст. 392 ТК РФ.

Законопроектом предлагается увеличить срок на обращение работника в суд по спорам об увольнении с одного до двух месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Как отмечают авторы законопроекта, согласно действующему законодательству за разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1-го месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Указанные в ТК РФ сроки обращения в суд за разрешением такого рода споров не отвечают интересам работников, поскольку на практике работники часто пропускают установленный срок.

________________________________________
 



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws