Свои выводы по результатам рассмотрения спора Арбитражный суд города Москвы изложил в решении от 12.10.2023 по делу № А40-76341/23-127-612.
Фабула дела: Минобороны и «Северная верфь» в 2010 г. заключили контракт на поставку фрегатов общей стоимостью около 28,3 млрд. руб. Осенью 2022 г. (в установленный договором срок) один из фрегатов поставлен не был, в связи с чем, Минобороны обратилось в суд с требованием о взыскании неустойки на общую сумму 4,2 млрд. руб.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, обратив внимание на следующее:
- условиями государственного контракта предусмотрено строительство 3 фрегатов, при этом совокупный объем недофинансирования составляет более 18 млрд. руб., а конкретно по спорному заказу - 8,9 млрд. руб.;
- цена не пересмотрена государственным заказчиком ни по одному заказу, что влечет отсутствие окончательного расчета за поставку заказа и задолженность головного исполнителя перед соисполнителями ГОЗ;
- отсутствие актуального графика финансирования государственным заказчиком и переносы сроков поставок изделий и оборудования с длительным циклом изготовления, которые не соответствуют графикам строительства заказов;
- невозможность привлечь кредитные денежные средства, т.к. кредитным организациям очевидно отсутствие прибыли головного исполнителя с учетом неактуальной цены государственного контракта;
- в связи с изменением ставки НДС с 01.01.2019, несмотря на уже имевшийся недостаток финансирования, получен отказ государственного заказчика произвести увеличение цены на 2%;
- «Северная верфь» была лишена меры поддержки государства, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 01.08.2022 №1366 «О введении специальных мер в сфере экономики», несмотря на активную работу с 2019 г. с государственным заказчиком по пересмотру цен фрегатов, в том числе с целью получения окончательного расчета за заказ 922, получение которого обеспечит частичное финансирование строительства спорного заказа. Сведения о неоплаченных счетах соисполнителей, уменьшении финансирования государственным заказчиком в одностороннем порядке, длительном отсутствии окончательного расчета за заказ 922 и негативных последствиях неоднократно доводились до органов государственного заказчика, в том числе путем инициирования проведения совещаний;
- учитывая отсутствие собственных денежных средств, с целью исполнения принятых на себя обязательств «Северная верфь» вынуждена была заключить кредитный договор для финансирования строительства заказов;
- заместителем Министра обороны РФ 17.02.2022 выдано поручение произвести авансирование по государственному контракту в размере 90% от цены контракта без учета остатков на отдельных счетах в срок до 10.03.2022. По состоянию на 10.03.2022. процент авансирования составил только 85,37% от цены государственного контракта, обязательства госзаказчика по обеспечению реально требующегося финансирования для строительства заказ не выполнено. Дополнительное финансирование было получено «Северной верфью» только в последней декаде 2022 г. Исполнение поручения от 17.02.2022 находится вне зоны ответственности головного исполнителя, который принял все зависящие от него меры для принятия решения государственным заказчиком об увеличении размера аванса по госконтракту в отсутствие окончательного расчета за заказ 922;
- вопрос об увеличении цены заказов и корректировке графика строительства заказов неоднократно обсуждался на совещаниях в течение 2019-2022 гг., проводимых государственным заказчиком. Обществом и его головной компанией представлены все необходимые материалы по фрегатам в Минпромторг России для последующего обращения в Правительство РФ. Данный вопрос был вынесен и на рассмотрение Военно-промышленной комиссии с целью формирования предложений по заданиям ГОЗ на 2022-2023гг. Министерству обороны России поручено в срок по 30.11.2022 предусмотреть при формировании государственного оборонного заказа на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. установление срока сдачи в 2023 г. спорного фрегата с учетом установления объемов финансирования в 2023, 2024, 2025 гг. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти. При этом по состоянию на 29.05.2023 решение ВПК РФ не исполнено государственным заказчиком в полном объеме;
- таким образом, какая-либо вина головного исполнителя в срыве сроков поставки корабля отсутствует. Более того, указанное подтверждается высоким уровнем технической готовности корабля, которая составляет 93,32%. В целях обеспечения завершения строительства и сокращения сроков головным исполнителем своевременно оформлены предложения для принятия решений государственного заказчика. Головной исполнитель в условиях недостатка финансирования предпринял меры для снижения стоимости поставляемого оборудования;
- ответчиком направлены обращения государственному заказчику об отсутствии возможности заключения договора поставки в соответствии с ведомостью поставки на изделие с завышенной стоимостью. Предложенные альтернативные поставщики более года рассматривались различными структурными подразделениями госзаказчика;
- спорный заказ хоть и не является головным, но его строительство и проведение испытаний осуществляется в условиях незавершенных ОКР. В частности, одной из основных причин срыва срока сдачи корабля является отсутствие положительных результатов испытаний изделия «Монумент». «Северная верфь» неоднократно обращалась в адрес государственного заказчика с просьбой не связывать приемку заказа с результатами предварительных испытаний (аналогично головному кораблю), т.к. головной исполнитель не может повлиять на сроки доработки данного изделия, конструкторской документации которого так и не присвоена литера «01», не являясь его разработчиком. Решения о порядке завершения испытаний и сдачи комплекса госзаказчиком было принято только 26.08.2022;
- изделие строится заводом в условиях значительных изменений его облика (замена ГТА, изменения комплектации основных комплексов в условиях импортозамещения и др.). При этом общий объем недофинансирования (выставленные и неоплаченные счета) по состоянию 25.10.2022 уже превысил 9 млрд. руб., а разница в реальной цене заказов составляет практически 19 млрд. руб. Важнейший комплекс вооружения, определяющий облик изделия, несмотря на отсутствие финансирования и благодаря проводимым головным исполнителем мероприятиям, был поставлен на завод 05.10.2022. В этих условиях завод сумел обеспечить проведение работ по монтажу и сдаче оборудования изделия в сроки в 3-4 раза быстрее нормативных, завершил швартовные испытания, и с 26.11.2022 изделие вышло на ходовые испытания. С опережением всех нормативных сроков проведен первых этап ходовых испытаний, закрыто 32 документа, подготовлены и проверены комплексы ударного оружия и ПВО, изделие вышло на завершение первого этапа ходовых испытаний в полигонах Балтийского моря. В настоящее время изделие находится на полигонах для проведения второго, завершающего, этапа ходовых испытаний, проведения государственных испытаний и сдачи изделия;
- в связи с отсутствием обеспечения государственным заказчиком изделия в частях ВМФ для завершения испытаний заказа необходимо утверждение решения о порядке проведения испытаний изделия на этапе государственных испытаний проекта, которое не оформлено государственным заказчиком по настоящее время;
- таким образом, взыскание неустойки является необоснованным, так как нарушение срока сдачи заказа обусловлено явным бездействием государственного заказчика, выразившемся в неисполнении решения ВПК РФ, а также в отсутствии изделия для проведения испытаний.
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws