Страницы

понедельник, 20 ноября 2023 г.

ГосДума приняла в первом чтении законопроект о реформировании института ИИС

07 ноября ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 471073-8 о внесении изменений в ст. 10-2-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

Как отмечается в пояснительной записке, в целях создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и притока инвестиций на финансовый рынок, проектируемые в проекте федерального закона изменения направлены на поэтапное реформирование института индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).

При этом авторы выделяют следующие ключевые барьеры ИИС:

1. ИИС может быть только один. В отличие от брокерских счетов и счетов, открываемых по договору доверительного управления, невозможно открыть несколько ИИС одному физическому лицу.

2. Возврат клиенту денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, учтенных на его ИИС без прекращения договора ИИС не допускается.

3. Совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору на ведение ИИС, не может превышать один миллион рублей.

Отмечается, что в настоящее время требуется создать новый удобный финансовый инструмент, направленный на формирование долгосрочных сбережений физических лиц. Законопроектом предусмотрена возможность начиная с 2024 г. оформлять новый договор на ведение ИИС с более гибкими условиями (ИИС-III).

Так, законопроект предусматривает наделение УК ПИФ правом открывать и вести ИИС- III, на которых можно будет учитывать инвестиционные паи открытых ПИФ, находящихся под управлением такой УК ПИФ, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении. Это позволит не только расширить возможности инвесторов формировать долгосрочные сбережения, но и исключит необоснованный налоговый арбитраж, когда налоговые стимулы предоставляются при инвестировании через посредников - профессиональных участников рынка ценных бумаг, и отсутствуют при долгосрочном прямом инвестировании через УК ПИФ. При этом в связи с различными требованиями к составу и структуре активов разных типов ПИФ на начальном этапе планируется предоставление УК ПИФ права открытия и ведения ИИС-III только в отношении открытых ПИФ.

Кроме того, в целях развития конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также повышения уровня диверсификации активов законопроект предоставляет физическим лицам право одновременно являться стороной совокупно не более трех договоров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (УК ПИФ), которые предусматривают открытие и ведение ИИС-III, без ограничения по сумме денежных средств, которые могут быть переданы по таким договорам на ведение ИИС-III.

При этом в целях предупреждения злоупотреблений предполагается исключить возможность перевода активов с одного ИИС-III на другой ранее открытый ИИС-III, на котором уже учитываются какие-либо активы.

Важно отметить, что законопроектом устанавливается запрет безосновательного отказа профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), с которым заключен договор на ведение ИИС-III, принимать активы, передаваемые другим профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), договор на ведение ИИС-III с которым прекращается. При этом законопроектом предусматривается право лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС-III, в случае невозможности (отсутствие корреспондентских счетов, инфраструктуры, лицензии и т.д.) принимать денежные средства, драгоценные металлы для их учета на ИИС-III, однако, только в том случае, если доступ клиента к информации о невозможности принять соответствующие активы был обеспечен до момента заключения с ним договора на ведение ИИС-III.

При этом профессиональный участник рынка ценных бумаг (УК ПИФ) должен будет прекратить соответствующий договор на ведение ИИС-III в течение 30 дней с момента обращения к нему физического лица с соответствующим требованием и уведомить такое физическое лицо о прекращении договора на ведение ИИС-III в течении трех рабочих дней с момента такого прекращения.

Согласно законопроекту, физическое лицо вправе полностью или в части потребовать возврата учтенных на его ИИС-III денежных средств без прекращения договора при возникновении особой жизненной ситуации после заключения такого договора на ведение ИИС-III.

Перечень документов, которые должны быть предоставлены инвестором профессиональному участнику рынка ценных бумаг (УК ПИФ) в случае возникновения особой жизненной ситуации, и требования к ним будут устанавливаться нормативным актом Банка России.

Кроме того, Правительством будут установлены критерии ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на ИИС.

Также в целях исключения злоупотреблений законопроектом устанавливается, что перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение ИИС-III, не на ИИС-III не допускается.

Необходимо отметить, что в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных в период с 01.01.2015 по 31.12.2023 включительно, а также договоров на ведение ИИС, заключенных физическом лицом с профессиональным участником рынка ценных бумаг после 01.01.2024 в целях передачи этому профессиональному участнику рынка ценных бумаг учтенных на ИИС такого физического лица денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, положения ст. 102.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» применяются в редакции, действовавшей до вступления настоящего Федерального закона в силу, за исключением таких договоров на ведение ИИС, в отношении которых инвестор заявил об использовании соответствующего ИИС в качестве ИИС, открытого после 01.01.2024.

Соответственно, инвесторы смогут трансформировать свои ИИС, договор на ведение которых был заключен до вступления в силу проектируемых законопроектом изменений, в ИИС-III без заключения нового договора.

Таким образом, реализация предлагаемых законопроектом положений позволит инвесторам выбрать для себя самый оптимальный вариант:

1) продолжить использование договора на ведение ИИС, открытого до 01.01.2024, на прежних условиях;

2) трансформировать договор на ведение ИИС, открытый до 01.01.2024, в ИИС-III;

3) оформить новый договор на ведение ИИС-III, если инвестор не имеет действующего договора на ведение ИИС, открытого до 01.01.2024. В связи с тем, что введение ИИС-III планируется с 01.01.2024, законопроектом предусмотрено вступление проектируемых положений в силу также с указанной даты.
________________________________________
 



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws