Страницы

пятница, 15 марта 2024 г.

СКЭС ВС РФ рассмотрел второй спор о применении Крента

ВС РФ вынес определение № 309-ЭС23-22175 от 04.03.2024 в рамках дела № А60-43970/2022.

Фабула дела: общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДПИ за сентябрь 2021 г., в которой отразило долю содержания химически чистого драгоценного металла в добытом полезном ископаемом, в частности, по коду 13001 (концентрат, содержащий золото) - 0,0055; по коду 13003 (концентрат, содержащий платину) - 0,721.

Рассчитав с учетом расходов на аффинаж стоимость единицы добытого полезного ископаемого (по каждому из видов химически чистых драгоценных металлов), общество исчислило налог по ставке 6 % в отношении налоговой базы, определенной по золоту, и по ставке 6,5 % в отношении налоговой базы, определенной по металлам платиновой группы, с применением к общей налоговой базе рентного коэффициента КРЕНТА равного 1.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен НДПИ, соответствующие суммы пеней и штрафа.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неправомерном неприменении обществом рентного коэффициента КРЕНТА равного 3,5 в отношении налоговой базы, исчисленной по металлам платиновой группы (за исключением золота).

Суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, поскольку исходили из того, что нормы налогового законодательства предусматривают, что обложение НДПИ такого вида полезного ископаемого, как концентрат драгоценных металлов, в обязательном порядке производится с учетом доли содержания в нем тех или иных видов химически чистых драгоценных металлов при применении как различных налоговых ставок, так и различных рентных коэффициентов КРЕНТА. Соответственно, применение коэффициента КРЕНТА 1 предусмотрено для той части концентрата, в которой содержится золото; в случае же содержания в концентрате металлов платиновой группы при расчете налога применяется в соответствующей части рентный коэффициент КРЕНТА, равный 3,5.

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что повышенный рентный коэффициент КРЕНТА, равный 3,5, должен применяться в отношении части концентрата, содержащего металлы платиновой группы, независимо от наличия и (или) количества золота в добытом полезном ископаемом, признав правомерным оспариваемое решение инспекции.

Налогоплательщик, в свою очередь, не согласился с выводами судов и подал кассационную жалобу в ВС РФ, в которой обратил внимание на следующее:

- примененный судами подход не соответствует определению добытого полезного ископаемого согласно подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ, который объектом налогообложения НДПИ устанавливает полупродукт (в том числе концентрат), содержащий в себе как один, так и несколько драгоценных металлов, включая золото;

- игнорирование судами определения объекта налогообложения, как определяющего элемента налогового обязательства, свидетельствует о существенном нарушении норм материального права;

- закрепленный в НК РФ порядок формирования налоговой базы означает, что при добыче полезного ископаемого (концентрата), содержащего в себе несколько драгоценных металлов, общая стоимость добытого концентрата определяется с учетом доли содержания всех драгоценных металлов в концентрате и стоимости этих драгоценных металлов;

- при этом правила ст. 339, 340 НК РФ не препятствуют применению рентного коэффициента КРЕНТА, равного 1 от общей стоимости концентрата, содержащего золото. Напротив, они препятствуют одновременному применению двух разных коэффициентов, поскольку к единой налоговой базе можно применить только одну ставку и один коэффициент;

- положения подп. 2 п. 3 ст. 342.8 НК РФ прямо устанавливают применение рентного КРЕНТА 1 в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих золото. Никаких ограничений по применению налоговых ставок и КРЕНТА в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не содержит;

- в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого рентный коэффициент КРЕНТА может принимать несколько значений, в целях налогообложения налогом такого полезного ископаемого используется наименьшее из таких значений.


В свою очередь, ВС РФ рассмотрев спор по существу в пользу налогоплательщика, указал следующее:

• посредством взимания НДПИ производится налогообложение ресурсной ренты - дохода, который может быть извлечен плательщиком из добычи полезных ископаемых, то есть за счет эксплуатации природных ресурсов;

• степень дифференциации условий налогообложения, которая должна быть обеспечена в отношении тех или иных плательщиков НДПИ, учитывающая в целом различия в доходности добычи полезных ископаемых между категориями налогоплательщиков, определяется при установлении правил налогообложения законодателем, а не правоприменительными органами;

• ограничений по применению рентного коэффициента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом, а именно в полупродуктах, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемых по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе лигатурном золоте и (или) концентрате, Налоговым кодексом не предусмотрено;

• предложенный налоговым органом и поддержанный судами подход, состоящий в необходимости более широкой дифференциации условий налогообложения плательщиков НДПИ за счет применения различных значений рентного коэффициента к отдельным драгоценным металлам в зависимости от степени содержания золота в концентрате, не основан на законе. 

Применение упомянутого подхода может привести к установлению относительно более обременительных условий налогообложения для плательщиков НДПИ в ситуации, когда добываемое ими минеральное сырье, исходя из специфики соответствующих участков недр и разрабатываемых месторождений, характеризуется относительно меньшим содержанием золота в сравнении с содержанием в них иных драгоценных металлов.

________________________________________
 


Уважаемые коллеги, друзья!

Установка в 2024 году остается прежней: вдумчиво и ответственно принимать решения, связанные с бизнесом. Методики работы и эффективные способы деятельности разрабатываются здесь и сейчас. Основа прежняя - подходы другие. Гибкий подход, модульность, вариативность - основные тренды современности.

Неизменная ценность нашего времени - выверенная и четко структурированная информация в важных для бизнеса вопросах налогообложения и управления бизнесом. 

Именно поэтому 12 марта стартует серия вебинаров: «Налоги 2024: политика, налоговый контроль и судебная практика» в которой собраны темы, интересные практически для любой отрасли и любой организации, а также тем, кто связан с уплатой налогов. Я подготовил свежие рекомендации, случаи из собственной практики и практики коллег, инструменты управления налогами, техники аргументации, прецеденты и дела, касающиеся налогов.

Запланировано пять встреч on-line – 12, 19, 26 марта, 2, 9 апреля. Каждый вторник с 10.00 (время московское) 3-4 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Помимо актуальной налоговой политики и судебной практики по налоговым и финансовым спорам, обсудим почему «дробление» является очень популярным и опасным методом агрессивной налоговой оптимизации, какие изменения ждут в налоговом контроле и как защитить себя от налоговых рисков при заключении договоров.

Темы вебинаров по дням:

12 марта - Налоговая политика 2023-2024: итоги, ожидания, перспективы
19 марта - Судебная практика по налоговым спорам в 2023-2024 гг.: новости, прецеденты, тенденции
26 марта - «Дробление бизнеса» и «дробление операций» как самые популярные методы агрессивной налоговой оптимизации.
02 апреля - Налоговый контроль 2024 г.: сегодня и завтра. Основные изменения, судебная практика, ситуационный анализ, рекомендации специалистов. Большой Гала-Вебинар от «Налоги и финансовое право»
09 апреля - Договор и налоговые риски. Особенности налогового контроля договорных отношений.

Стоимость участия в одной лекции: 5 500,00 руб./4 500,00 (запись).
Стоимость участия в полной серии: 25 000,00 руб./20 000,00 (запись).

Приглашаю руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.

Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.
Каждому слушателю вручается свидетельство ГК «Налоги и финансовое право»

Слушателям полной серии мы дарим подписку на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (1 квартал 2024 года).
Буду рад видеть Вас в числе участников!
________________________________________




Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws