понедельник, 8 апреля 2024 г.

Комментарий А.В. Брызгалина для Российской Газеты (№ 74 (9316))

На днях в «Российской Газете» была опубликована статья, в которой генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Викторович Брызгалин рассказал об усилении налогового контроля в отношении малого бизнеса и предложил оптимизировать отношения малого бизнеса с налоговой инспекцией.

Еще 5-6 лет назад на вопрос, как складываются отношения с налоговой службой, предприниматели говорили, что она стремится вести себя как сервисная компания, однако в 2023-2024 годах проблемы налогового контроля и ареста счетов снова стали актуальными.

Один из самых болезненных моментов - неурегулированность процедуры предварительного анализа, по результатам которой, как правило, выносится решение о выездной налоговой проверке. Сам порядок анализа непрозрачный, регламентируется не законом, а внутренними актами ФНС. В результате идет почти полноценная выездная проверка, но вроде бы и не идет, не соблюдаются сроки, и не поймешь, куда жаловаться. Эти риски усугубляются практикой апелляций без присутствия налогоплательщика, что лишает его возможности дать лично пояснения по спорным хозяйственным ситуациям, контрагентам и документам.
На наш взгляд, необходимо установить правовой статус предпроверочного анализа, определить последствия для бизнеса и налоговых инспекций, закрепить право предпринимателя на ознакомление с результатами, а также на личное участие в рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом.
Следующий момент - необоснованное уголовное преследование за налоговые недоимки. После корректировки статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Следственный комитет возбуждает дела по материалам, переданным ему ФНС. При этом бизнес параллельно пытается оспорить результаты той же самой проверки в арбитраже. Часто ему это удается, сумма долга снижается или он вообще признается недействительным, но для следствия это не повод прекратить преследование, снять арест со счетов и имущества, аннулировать подписку о невыезде. Такие истории у нас бывали в 2023-м.

Необходимо вносить поправки в УПК: уголовные дела возбуждать только после вступления в силу судебного решения. Приостановку операций по счетам и запрет на отчуждение имущества имеет смысл заменить на другие обеспечительные меры: банковскую гарантию, залог, поручительство третьего лица - это поможет избежать остановки предприятий.
Параметры доходности по патентной системе и «упрощенке» устанавливались еще в 2012-м, 2016 годах и с тех пор не пересматривались, они уже не соответствуют экономическим реалиям
Кроме того, надо как можно быстрее исключить двойные санкции за один и тот же состав правонарушения. Напомню: с апреля 2022 года действует ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ - юрлицо не подлежит административной ответственности, если за это уже оштрафовано должностное лицо. Такую норму ввели по предложению бизнеса, вместе с тем в законе осталась оговорка: компания должна принять все меры для соблюдения правил и норм. Какие именно, не указано, что создает широкие возможности для усмотрения надзорных ведомств и судов. Мы предлагаем вообще убрать это условие из КоАП либо в примечаниях четко прописать, о чем конкретно речь.

Следующая инициатива, которую мы включили в доклад регионального бизнес-омбудсмена федеральному, - корректировка критериев отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу. Сейчас для получения господдержки, участия в закупках, включения в реестр МСП, налогообложения они разные. Необходима унификация. Кроме того, параметры доходности по патентной системе и «упрощенке» устанавливались еще в 2012-м, 2016-м годах и с тех пор не пересматривались, они уже не соответствуют экономическим реалиям. Эта тема поднималась в 2022 году на Госсовете, на заседании правительственной комиссии по развитию МСП. В частности, было отмечено, что только три процента компаний переходят из разряда микропредприятий в малые, в том числе опасаясь роста фискальной нагрузки. Несмотря на это, критерии до сих пор не актуализированы.
Наше предложение: внести поправки в Налоговый кодекс, разрешив использовать патентную систему предпринимателям с численностью сотрудников до 30 человек и объемом годовой выручки до 120 миллионов рублей, а доход для применения УСН увеличить до 400 миллионов. Плюс ввести гибкие параметры для перехода с «упрощенки» на общую систему налогообложения, что поможет исключить дробление бизнеса.
Также целесообразно снизить ставку страховых взносов для МСП до 15% с первого рубля, а не только свыше МРОТ. А еще необходимо снять запрет на индексацию пенсий работающих пенсионеров: так мы отчасти сгладим кадровый дефицит и ликвидируем «серую» занятость.

Все эти законодательные инициативы - федерального уровня. В регионе же бизнес хотел бы видеть более широкое применение инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций. На Среднем Урале он доступен только реализующим приоритетные региональные проекты в сфере туризма (на 90% расходов), участникам нацпроекта «Производительность труда» (50) и работодателям, которые в рамках «Профессионалитета» обновляют материальную базу колледжей (50% на переданное имущество). Более того, с 1 января 2024 года предпринимателям нужно выбрать всего одно основание для льготы: либо «Производительность труда», либо «Профессионалитет». Это существенно сокращает круг потенциальных получателей. Мы предлагаем поднять размер вычета до 90% для всех категорий налогоплательщиков и снять ограничения по основанию. Выиграют от этого все - и бизнес, и бюджет.

Читать статью полностью здесь.

________________________________________
 


Уважаемые коллеги, друзья!

Установка в 2024 году остается прежней: вдумчиво и ответственно принимать решения, связанные с бизнесом. Методики работы и эффективные способы деятельности разрабатываются здесь и сейчас. Основа прежняя - подходы другие. Гибкий подход, модульность, вариативность - основные тренды современности.

Неизменная ценность нашего времени - выверенная и четко структурированная информация в важных для бизнеса вопросах налогообложения и управления бизнесом. 

Именно поэтому 12 марта стартует серия вебинаров: «Налоги 2024: политика, налоговый контроль и судебная практика» в которой собраны темы, интересные практически для любой отрасли и любой организации, а также тем, кто связан с уплатой налогов. Я подготовил свежие рекомендации, случаи из собственной практики и практики коллег, инструменты управления налогами, техники аргументации, прецеденты и дела, касающиеся налогов.

Запланировано пять встреч on-line – 12, 19, 26 марта, 2, 9 апреля. Каждый вторник с 10.00 (время московское) 3-4 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Помимо актуальной налоговой политики и судебной практики по налоговым и финансовым спорам, обсудим почему «дробление» является очень популярным и опасным методом агрессивной налоговой оптимизации, какие изменения ждут в налоговом контроле и как защитить себя от налоговых рисков при заключении договоров.

Темы вебинаров по дням:

12 марта - Налоговая политика 2023-2024: итоги, ожидания, перспективы
19 марта - Судебная практика по налоговым спорам в 2023-2024 гг.: новости, прецеденты, тенденции
26 марта - «Дробление бизнеса» и «дробление операций» как самые популярные методы агрессивной налоговой оптимизации.
02 апреля - Налоговый контроль 2024 г.: сегодня и завтра. Основные изменения, судебная практика, ситуационный анализ, рекомендации специалистов. Большой Гала-Вебинар от «Налоги и финансовое право»
09 апреля - Договор и налоговые риски. Особенности налогового контроля договорных отношений.

Стоимость участия в одной лекции: 5 500,00 руб./4 500,00 (запись).
Стоимость участия в полной серии: 25 000,00 руб./20 000,00 (запись).

Приглашаю руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.

Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.
Каждому слушателю вручается свидетельство ГК «Налоги и финансовое право»

Слушателям полной серии мы дарим подписку на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (1 квартал 2024 года).
Буду рад видеть Вас в числе участников!
________________________________________




Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws