3 июня Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. и предусматривает следующие новации.
1. Законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
В части НДФЛ предусматривается:
• введение дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде;
• ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от налога на доходы физических лиц при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период;
• увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей;
• увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты;
• распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию;
• предоставление права субъектам РФ увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7, применяемый в целях определения подлежащих налогообложению доходов от продажи недвижимого имущества.
Налогообложение НДФЛ доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.
Также в законопроекте учтена техническая правка, предусматривающая выравнивание обложения налогом на доходы физических лиц нерезидентов в виде процентов по вкладам и в виде дивидендов на уровне 15%.
С целью сохранения стимулов для развития финансового рынка и неувеличения нагрузки на большинство граждан, хранящих сбережения в банках, предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходам по операциям с ценными бумагами.
Законопроектом также предусматривается увеличение НДФЛ, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
2. Предлагается расширить полномочия субъектов РФ и муниципалитетов по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу, а также увеличить размеры государственной пошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией прав на дорогостоящее недвижимое имущество.
3. В рамках работы над созданием равных условий конкуренции законопроектом также предусмотрены меры, направленные на пресечение схем уклонения от уплаты косвенных налогов.
Так, для улучшения контроля на табачном рынке предлагается введение акциза на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания.
Одновременно предусматривается предоставление сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции - при реализации бестабачных никотинсодержащих смесей для нагревания и жидкостей для электронных систем доставки никотина предусматривается возможность применения вычета сумм акциза, уплаченных при приобретении или ввозе никотинового сырья, фактически использованного для производства такой реализованной продукции.
Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта не по назначению, предусмотрено признание подакцизными товарами фармацевтической субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством РФ (далее - Перечень), и фармацевтической субстанции спирта этилового. Предполагается, что в соответствующий Перечень будет включена фармацевтическая продукция, которая не является источником для производства нелегальной алкогольной продукцией, и сама по себе не является алкогольным суррогатом.
Ставка акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, отгружаемую производителям фармацевтической продукции, получившим в налоговом органе соответствующее свидетельство, аптечным и медицинским организациям, установлена в размере 0 рублей.
Положения законопроекта исключают рост налоговой нагрузки на производителей фармацевтической продукции, включенной в соответствующий Перечень, в силу следующего:
• акциз на приобретенную (оприходованную) фармацевтическую субстанцию спирта этилового, использованную в производстве лекарственных средств, лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в соответствующие Перечни, утверждаемые Правительством РФ, принимается к вычету в полном объеме;
• произведенные и реализованные лекарственные средства, лекарственные препараты, признаваемые подакцизными товарами, освобождаются от налогообложения при условии исчисления акциза при приобретении (оприходовании) фармацевтической субстанции спирта этилового, использованной для их изготовления.
Кроме того, от налогообложения освобождаются аптеки, изготавливающие по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.
С учетом мирового опыта, руководствуясь принципом приоритетности налогообложения финансового результата, и отказом от взимания с 1 января 2025 г. "курсовых" экспортных пошлин, введенных постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538, предлагается увеличить общую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций до 25 %, сохранив при этом действующие преференциальные механизмы, в том числе механизмы для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, исключив ограничение по сроку их действия.
С целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий в устанавливаемом Правительством РФ порядке уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством РФ.
Также для создания дополнительных стимулов развития инновационной деятельности предлагается при расчете налога на прибыль организаций увеличить с 1,5 до 2 повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, а также по расходам, формирующим первоначальную стоимость основных средств, относящихся к российскому высокотехнологичному оборудованию (п. 1, 3 ст. 257 НК РФ и п. 7 ст. 262 НК РФ).
В рамках работы по анализу распределения уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики законопроектом также вносятся изменения в налогообложение рентных отраслей.
Так, для отраслей с высокой операционной рентабельностью, в два и более раза превышающей среднюю по экономике, и низким уровнем налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) (менее 5%) предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ рентных доходов. При добыче железной руды предлагается увеличить уровень изъятий через НДПИ с 4,8% до 6,7%. Кроме того, при расчете ставок НДПИ предлагается увеличить коэффициент КРЕНТА в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд с 7 до 15,5, а также установить значение указанного коэффициента при добыче калийный солей в размере 8,8.
Ставки НДПИ на 1 тонну при добыче апатит-штафелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд предлагается увеличить с 82, 207 и 132 рублей до 90, 218 и 145 рублей соответственно.
Адвалорная ставка налога при добыче алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней увеличивается с 8% до 8,4%.
В отношении коксующегося и энергетического углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальневосточного федерального округа над установленным пороговым значением.
Также предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ при добыче золота через установление с 1 января 2025 года надбавки в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию.
Кроме того, предусматривается введение акциза на природный газ, приобретенный для производства аммиака. Данные меры направлены на более справедливое распределение природной ренты между бизнесом и государством.
Законопроектом также предлагается донастройка режима УСН, направленная на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.
Так, с 1 января 2025 г. для налогоплательщиков, применяющих УСН, законопроектом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн. рублей, а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей, в том числе повышается до 337,5 млн. рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН.
Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.
Также законопроектом налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС.
Одновременно законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков, применяющих УСН, на освобождение от НДС, если за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн. рублей, а также на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС либо пониженных ставок по НДС в размере:
• 5 %, если сумма доходов не превысила 250 млн. рублей;
• 7 %, если сумма доходов не превысила 450 млн. рублей.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, и осуществляющие исчисление и уплату НДС по данным пониженным ставкам, не будут иметь право на налоговые вычеты по НДС. Кроме того, законопроектом установлен порядок учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным налогоплательщиками, применяющими УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, которые не воспользовались правом на освобождение от НДС или на применение пониженных ставок в размере 5 и 7 %, будут принимать к вычету данные суммы НДС.
Одновременно законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса - устанавливается порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.
Законопроектом также предусмотрено стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях за счет снижения страховых взносов.
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является вид экономической деятельности, включенный в раздел "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением деятельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству, предлагается начиная с 2025 года установить единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, который будет применяться в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Дополнение: Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает вынести бюджетный пакет законопроектов, предложенный Минфином, на рассмотрение Госдумы в первом чтении 20 июня, сообщил в понедельник на заседании комитета его председатель Андрей Михайлович Макаров.
Ранее глава комитета пояснял, что в пакет входит пять законопроектов, вносящих изменения в закон о федеральном бюджете на 2024 год, в Бюджетный кодекс (БК), Налоговый кодекс, а также в законы о ежегодной выплате работающим родителям и о пенсионном обеспечении военнослужащих. Более подобно см. здесь.
________________________________________
В этой сессии рассмотрим самые свежие темы, в том числе вопросы применения ФСБУ, новые правила налогового контроля в сфере ТЦО, вопросы трудового законодательства и применения норм корпоративного права, меры регулирования в ВЭД, ужесточение госконтроля и многое другое. Традиционно наши эксперты ответят на самые сложные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, трудового, административного и гражданского права.
Курс будет интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.
Для вашего удобства курс проводится в очном формате и режиме видеоконференцсвязи.
Все записи остаются в копилке участников.
Узнать программу и записаться на курс можно здесь.
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws