19 июня сенаторами РФ С.Г. Митиным, Л.З. Талабаевой, А.И. Роликом, А.А. Хапочкином, А.Г. Ярошуком, а также депутатами ГосДумы В.В. Николаевой, А.В. Щербаковым и Р.Б. Черемис внесён в ГосДуму законопроект № 650725-8 «О внесении изменений в гл. 25.1 ч. II НК РФ» (в части изменения размеров ставок сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов).
Согласно содержанию пояснительной записки к законопроекту, законопроектом предлагается пересмотреть ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами спизулы, корбикулы и шпрот (килька) (Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах).
Согласно отзыву Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, с 2024 года рыбохозяйственные организации, подтвердившие в установленном порядке право на применение вычета, будут уплачивать 15% от общих ставок сбора.
Как следует из гл. 25.1 НК РФ, пользователи водными биологическими ресурсами имеют право на применение вычета по отношению к налогу за пользование ВБР в следующих случаях:
1. Предприятия градо- и поселкообразующие, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. На данный момент в данном перечне находится 35 организаций, из них 3 зарегистрированы в Приморском крае и Сахалинской области.
2. Организации, имеющие организационно-правовую форму «Рыболовецкие артели (Колхозы)». Согласно информации Федеральной службы государственной статистики на 1 октября 2023 года, в РФ зарегистрировано 140 организаций с организационно-правовой формой «Рыболовецкие артели (Колхозы)», из них 11 зарегистрировано в Приморском крае и Сахалинской области.
3. Осуществление переработки уловов водных биологических ресурсов и производства из них рыбной и иной продукции, включенной в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Согласно перечню, вычет могут использовать предприятия, перерабатывающие: минтай, треску, сельдь, горбушу, кету, кижуч, чавыча, нерка, сима.
4. Осуществление рыболовства с использованием новых судов рыбопромыслового флота, которые построены после 1 января 2020 года. В данный момент мощности российских верфей заняты на строительстве судов под «инвестиционные квоты», и свободные мощности появляется только после строительства судов по второму этапу «инвестиционных квот».
5. Осуществление прибрежного рыболовства. Спизула и Корбикула не является объектом прибрежного рыболовства. Организации, ведущие дромысел спизулы и корбикулы не смогут воспользоваться правом на применение вычета к налогу за пользованием водными биологическими ресурсами, поскольку данные ВБР отнесены к объектам промышленного рыболовства (хотя, по-прежнему, добываются маломерными судами, только в светлое время суток, на глубинах от 2-х до 4-х метров и доставляется на берег для обработки). Корбикулу осваивают две организации в Западно-Сахалинской подзоне и две в Приморье.
Согласно законодательству РФ, при освоении квоты менее 70% в течении двух лет договор о закреплении доли квот добычи (вылова) на данный вид биоресурсов будет расторгнут, что в свою очередь приведет к полной потере налоговых поступлений от данного вида промысла.
У рыбаков отсутствует заинтересованность в покупке права пользования долями квот по этим объектам через проводимые Росрыболовством аукционы, из-за высокой начальной стоимости лотов, формируемой с учетом установленной ставки сбора за пользование этими ВБР.
Влияние сборов за пользование водными биологическими ресурсами спизулы и корбикулы на величину налоговых доходов бюджета РФ крайне незначительно. Однако, нельзя исключать отрицательное влияние высоких сборов на стимул использования непопулярных и трудоемких в добыче ресурсов (спизула и корбикула - зарывающиеся моллюски).
Снижение уровня добычи и отсутствие интереса к аукционам данных биологических ресурсов приведет к отрицательной экономической эффективности введенных на них сборов, повлечет падение совокупного спроса на уровне муниципальных территорий, где эти объекты добываются.
Предприятия, которые ведут освоение спизулы, и вели освоение корбикулы, обеспечивают работой население экономически депрессивных районов. За счет рентабельности этих видов промысла, добывающе предприятия имели возможность дотировать низкорентабельные виды добычи, такие как, вылов камбал, терпугов, скатов и т.п., обеспечивая рыбой отдаленные от экономических центров районы, через собственные точки продаж.
Рабочие места в таких местностях играют сдерживающую роль оттоку населения в крупные центры.
В целях исключения рисков снижения текущего объема добычи (вылова), незначительного влияния на величину доходов от уплаты сборов в бюджет РФ и повышения инвестиционной привлекательности рыболовной деятельности в отношении спизулы и корбикулы ставки сбора на данные биоресурсы целесообразно снизить.
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws