пятница, 12 июля 2024 г.

Глава комитета ГосДумы прокомментировал донастройку налоговой системы

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в интервью “Ъ” рассказал о том, для чего нужна эта «донастройка», и том, куда пойдут появляющиеся дополнительные бюджетные доходы.

В интервью изданию, Андрей Макаров отметил следующее:

• Налоговой системе страны в этом году 26 лет — с момента принятия Общей части НК она стала одной из лучших налоговых систем в мире. За это время пройден путь, который в других странах проходили даже не десятилетиями, а веками. И то, что мы сейчас обсуждаем,— первые с тех пор системные изменения налоговой системы.

Обсуждаются они не последние недели или месяцы — это работа, которая велась очень много лет. Налоговая система — это не только налоговое законодательство. Это система взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, основанная на степени готовности одних решать поставленные государством задачи и понимании других о том, что налоги надо платить.

В Конституции записано, что каждый должен платить установленные законом налоги и сборы, но вспомните 1990-е годы: считалось, что налоги платят только трусы и дураки. В 1998 году верхняя ставка НДФЛ сильно превышала предлагаемую сейчас, но 98,6% налогоплательщиков платили по нижней ставке в 12%. Так происходило в том числе потому, что у налоговых органов не было нынешних возможностей администрирования, а у людей не было понимания, что платить налоги — это норма жизни. Когда платишь налоги — получаешь право требовать от государства.

Не помню, кто сказал, что право платить налоги делает человека гражданином. Обществу нужно было пройти этот путь, увидеть, что государство может эффективно расходовать собранные средства на развитие страны.

Это не вопрос предложений политических партий. Налоговое законодательство своевременно фиксирует новые уровни взаимоотношений по мере появляющихся возможностей налоговых органов и по мере формирования культуры уплаты налогов».

• Неслучайно были сформулированы три главных принципа изменения налоговой системы, которые были изложены и в рекомендациях Государственной думы: справедливость, стабильность и сбалансированность.

• Справедливость налогообложения — не ставки, а то, как государство распоряжается деньгами, которые оно собирает.

• Вы отдаете деньги государству и изначально считаете это несправедливым, поскольку у вас забирают их в силу закона. Если забирают много, считаете это большой несправедливостью, если мало — просто несправедливостью. Примиряет с этой несправедливостью то, что вы видите, что эти деньги пошли на дороги, здравоохранение, образование и иные функции, которые государство выполняет в соответствии с Конституцией. То есть вы оцениваете, как государство тратит те деньги, которые вы ему отдаете, и справедливость изъятия по тем услугам, которые вам оказывает государство. Это основа, на которой выстраивалась работа при обсуждении изменений налоговой системы — мы хотели прийти к консенсусу в интересах и бюджета, и граждан. При этом, конечно же, приоритетом должны оставаться интересы граждан.

• Если говорить о целях налоговых изменений — их несколько. В том числе получение дополнительных доходов для обеспечения финансирования нынешних приоритетов и новых мер поддержки. Но при этом необходимо было сбалансировать изменения так, чтобы бизнес, заплатив налоги, мог дальше развиваться. Почему понадобились одновременно поправки в Бюджетный кодекс и в бюджет? Люди должны видеть, на что идет налог: доходы, которые государство получит за счет изменений, направляются на социальную поддержку и национальные цели, которые были обозначены в послании президента Федеральному собранию. И это отражается в законе о бюджете, то есть это публично контролируемый процесс.

Тогда возникает еще одна задача: у всех уровней власти должны быть источники доходов, которые позволяют решать огромное количество задач, которые стоят перед каждым из них, в том числе задачи поддержки людей и бизнеса. У нас огромная страна и регионы с самыми разными возможностями, а про муниципалитеты вообще говорить сложно — у большинства из них нет источников доходов, чтобы решать насущные проблемы людей, не говоря уже о поддержке бизнеса.

• Бюджет и налоги — это сообщающиеся сосуды, при этом налоги — один из инструментов достижения нац. целей. Президент поставил задачу выровнять бюджетную обеспеченность регионов, поскольку граждане имеют равные права на качественное здравоохранение, образование независимо от того, в каком регионе они живут. Это достигается путем перераспределения в рамках бюджетного законодательства. Сейчас мы докручиваем этот механизм: повышаемые ставки забираются на федеральный уровень и перераспределяются менее обеспеченным регионам через трансферты. Если просто линейно повысить ставки, то дополнительные доходы получат Москва, Питер, крупные регионы, а бедные регионы ничего не получат.

• Есть еще один принцип: «Не навреди». Например, при определении ставки налога для самозанятых проводилось большое обследование фокус-группы из 8 тыс. человек, которые не платили налоги. Одним из вопросов было: «Какой налог вы готовы платить?» Налоговая служба смогла создать механизм для самозанятых, чтобы нажатием нескольких кнопок на телефоне можно было зарегистрироваться и платить небольшой налог — и сейчас более 10 млн. самозанятых, которые до этого в основном не платили налоги. Это показатель доверия. Когда мы в рекомендациях написали, что самозанятых нельзя трогать, поскольку режим обещали не менять в течение десяти лет, правительство с этим согласилось — изменений в этой части нет.

• Когда мы говорим о налоговой нагрузке, о льготах, надо определять приоритеты. Президент их обозначил — поддержка семей с детьми, в первую очередь многодетных.

• Среди других изменений — введение туристического налога. И на парламентских слушаниях, и на Экспертном совете мэры говорили об одном: муниципалитетам нужны самостоятельные источники доходов. Проанализировав мировой опыт, ошибки и недостатки курортного сбора, мы предложили правительству с окончанием эксперимента в конце этого года внести положения о туристическом налоге. Этого не было в первом чтении, поскольку вопрос долго прорабатывался. Естественно, многие губернаторы заявили: «Отличная идея, полностью поддерживаем, только давайте, чтобы он был не местный, а региональный — нам деньги, мы лучше знаем, как ими пользоваться». Но идея была в появлении самостоятельного доходного источника у местных бюджетов, поскольку местные органы сами формируют свои бюджеты и устанавливают налоги и сборы, но только если это предусмотрено Налоговым кодексом.

Сейчас вопрос в том, что местным бюджетам нужны свои источники доходов. И туристический налог дает самостоятельный источник для местной власти — муниципалитеты будут вправе вводить его по своему усмотрению, а доходы будут зачисляться в местные бюджеты. Местные власти вправе определять льготы и устанавливать разные ставки в зависимости от сезона и категорий средства размещения.

Недостаток действующего сейчас курортного сбора в том, что на деньги, поступавшие от него, можно построить, например, лавочку или дорожку, по которой можно гулять — если же рядом зловонная канализация, из-за которой сидеть на этой лавочке или гулять по дорожке невозможно, то на ее ремонт направить эти средства нельзя, поскольку это нецелевые расходы. Эта проблема сейчас устраняется.

К тому же курортный сбор, который составляет до 100 руб., платится с каждого проживающего, а туристический налог будет платиться с номера, то есть люди в итоге в не премиальном сегменте будут платить меньше.

В поправках устанавливается, что ставка составляет до 1% в 2025 году с постепенным ростом до 5% к 2029 году, при этом 100 руб.— минимальная ставка. При этом в проекте есть категории туристов, при расчете которых за проживание не будет исчислен налог, и муниципалитет может дополнить установленный перечень по своему усмотрению. При стоимости номера 10 тыс. руб. в сутки, а это не самый плохой номер, 100 руб. — это 1%, а есть номера, которые стоят как крыло самолета. Это тоже о справедливости: если кто-то живет в люксе или президентском сьюте (а таких номеров немало), то он заплатит больше, поскольку есть такие возможности.

• Малый бизнес просил установить для них плавный переход с УСН на общую систему налогообложения. Например, «Опора России» предлагала не применять НДС при доходах до 60 млн руб., что и было поддержано — изменения УСН не коснутся 97% малого бизнеса. Когда законопроект уже был внесен в Госдуму, «Опора России» обратила внимание на то, что, исходя из первоначальной редакции, даже те, кто не платит НДС, могли попасть в ситуацию, когда вести учет и сдавать отчетность нужно было «с первого рубля». Мы отработали это с правительством, и теперь в поправках меняется всего одно слово — никто и не заметит, но снимется огромная нагрузка и справедливость восстановлена.

• Налоговый вычет — это господдержка, и необходимо определять приоритеты. Сейчас это национальные цели. Бизнес считает, что многие вопросы, влияющие на налоговую нагрузку, решаются текущим законодательством. Вот, например, должны ли льготы, которые даются тем или иным отраслям в целях их стимулирования, быть постоянными? Несколько лет назад в бюджет был введен раздел «Налоговые расходы», в котором перечислены льготы и их стоимость. Мы договорились проанализировать эффективность этих льгот и на основании этого решать — продлевать или нет. А у нас многие считают, что прекращение льготы — это удар по бизнесу.

• Средства, которые государство получает от изменений налоговой системы, направляются на социальную поддержку и реализацию национальных целей. Фундаментально эти средства защищены от возможных колебаний и изменений. Да, новые меры поддержки потребуют дополнительных средств, но тогда будем донастраивать. Неслучайно были одновременно внесены поправки в бюджет — часть предложенных президентом мер соц.поддержки начнет действовать не с 2025 года, а уже сейчас.

• Строго говоря, то количество поправок, которое сейчас есть в НК, затрудняет работу с ним и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, а главное, снижает реализацию принципа НК как закона прямого действия — например, когда мы вынуждены отдавать решение каких-то важных вопросов на уровень постановления правительства. На самом деле, в рамках стабильно действующей в нормальных условиях системы это, наверное, неправильно, поскольку все должно регулироваться законом, но это вынужденные меры. Эта задача не вычеркнута, а просто перенесена. Но она обязательно будет решена — либо нами, либо теми, кто придет нам на смену.

________________________________________


Уважаемые коллеги, друзья!

Налоговая донастройка 2024, новые вызовы перспективы и риски налоговой политики ближайших лет – основный тренд текущего периода. Сегодня, как никогда ранее, важно провести ревизию собственных ресурсов, навести порядок в делах, взвешенно и ответственно принимать решения, связанные с тонкой настройкой управления бизнесом. Особенно в сложных вопросах налогообложения.

Именно поэтому 6 августа стартует серия вебинаров: Налоговая политика и практика 2024: налоговая донастройка, судебная практика, принципы» в которой собраны свежие темы, актуальные для любой отрасли и любой организации. Каждая лекция серии четко структурирована и выверена автором, экспертом с более чем 30-летним стажем работы в этой области, кандидатом юридических наук, автором более 300 научных публикаций, статей и книг, экспертом Экспертного совета Законодательного Собрания Свердловской области, членом Попечительского Совета Палаты налоговых консультантов Аркадием Викторовичем Брызгалиным.

В серию вошли 4 встречи on-line – 6, 13, 20, 27 августа. Каждый вторник с 10.00 (время московское) 3-4 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Особое внимание автор серии уделит налоговой донастройке, отметит перспективы и вызовы налоговой политики ближайших лет. В серию, наряду с традиционной судебной практикой, войдет лекция по налоговому контролю. Эксперт разберет нововведения в законодательстве о налоговом контроле и налоговом администрировании, расскажет о современных подходах налоговых органов при осуществлении налогового контроля, даст рекомендации как подготовиться к налоговой проверке и защитить свои права и интересы.

NEW!! В новой лекции серии речь пойдет о принципах налогов и налогового права для практикующего юриста, в которой автор, помимо теоретической части, собрал практические кейсы и примеры как принципы налогообложения и налогового права находят своё отражение в судебной практике по налоговым спорам.

Темы лекций:
6 августа - Налоговая донастройка 2024: основные положения, новые риски, перспективы и рекомендации
13 августа - «100 слайдов» по самой актуальной судебной практике 2023-2024 гг.: новости, прецеденты, тенденции. «Налоги и не только»
20 августа - Налоговый контроль и сроки в налоговом производстве. Как сегодня проверяют налогоплательщика налоговые органы. Судебная практика по налоговому контролю. Перспективы налогового контроля, к чему ждать, к чему готовиться. Как защищать свои права и интересы?
27 августа - NEW!!! Новая лекция: Принципы налогов и налогового права для практикующих юристов

Приглашаем руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.


Будем рады видеть Вас в числе участников!

________________________________________ 

 


Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws