среда, 16 октября 2024 г.

Амнистия по дроблению бизнеса: развернутый комментарий эксперта

С 12 июля 2024 года вступили в силу правила Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ (Далее – Закон № 176-ФЗ) о налоговой амнистии для компаний и ИП (ст. 6 названного закона). Амнистия рассчитана на тех, кто ранее дробил бизнес, но теперь, с 2025 года, готов работать законно. 

При этом не нужно сдавать какую-либо специальную декларацию или заявление и что-либо доплачивать за прошлые периоды. При соблюдении установленных в Законе № 176-ФЗ условий нарушения 2022-2024 годов «простят».

Под амнистию попадают те налогоплательщики, в отношении которых решение о привлечении к налоговой ответственности за дробление бизнеса в 2022 – 2024 годах не вступило в силу до 12 июля 2024 года и которые в 2025-2026 годах откажутся от дробления бизнеса.

Любое такое решение о привлечении к налоговой ответственности будет вступать в силу не в обычном порядке, а «заморозится» и не будет исполняться до завершения следующей проверки – за периоды 2025, 2026 года, либо, если таковой не будет – до 1 января 2030 года при условии отказа налогоплательщика от дробления бизнеса с 1 января 2025 года и уплаты с этой даты налогов в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц» (п. 2, подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Отметим, что Закон № 176-ФЗ не требует, чтобы выявленные эпизоды дробления касались одних и тех же взаимозависимых лиц. На наш взгляд, значимым обстоятельством будет сам факт участия налогоплательщика в дроблении бизнеса, не зависимо от состава лиц, участвующих в нарушении.

Иными словами, если по итогам ВНП за 2025, 2026 года не будет выявлено такое нарушение, как дробление бизнеса, то и вынесенное ранее решение (по эпизоду дробления бизнеса в 2022-2024 годах) исполняться не будет. Установленная им обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекратится одновременно с вынесением решения по итогам ВНП за 2025, 2026 года.

Если же ВНП за 2025 и 2026 года не будет назначена, то решение по эпизоду дробления бизнеса в 2022-2024 годах вступит в силу 1 января 2030 года, а установленная им обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов при этом прекратится.

Возможность оспаривания «замороженного» решения в обычном порядке сохраняется за налогоплательщиком независимо от приостановления его действия. Сроки для оспаривания при этом не продлеваются.

Иными словами, обязанность по уплате налогов, пени и штрафов за выявленное в ходе ВНП за 2022-2024 года нарушение в виде дробления бизнеса может быть прекращена без исполнения, если в 2025 и 2026 годах налогоплательщик откажется от данного способа оптимизации и будет уплачивать налоги так, как если бы налоги исчислялись из консолидированных показателей деятельности всех взаимозависимых лиц.

Вопрос 1:
Будет ли применяться амнистия по дроблению бизнеса если группа компаний, которой налоговым органом вменяется дробление бизнеса, реорганизуется в другую группу компаний, с доходом каждой организации до 450 млн. руб.?

Ответ 1:
Мы полагаем, что любое формальное разделение бизнеса с целью сохранения УСН будет рассматриваться налоговыми органами как «продолжающееся» дробление бизнеса. В таком случае, налоговая амнистия применяться не будет, Налогоплательщику будут доначислены налоги, пени и штрафы по эпизоду дробления за 2022 и последующие года, в том числе за 2025 и 2026, когда группа компаний будет реорганизована на два юридических лица.

Риск проверки 2023-2026 гг. еще выше, в ситуации, когда налогоплательщик уже привлечен за аналогичное налоговое правонарушение, так как налоговый орган установил группу компаний, которая замечена в дроблении бизнеса.

Также стоит отметить, что если судебным решением будут установлены признаки дробления, то данное решение может лечь в основу доказательственной базы решения по налоговой проверке других периодов.

Для того чтобы воспользоваться налоговой амнистией по дроблению необходимо отказаться от данного способа незаконной оптимизации.

Подпункт 2 п. 1 ст. 6 Закона № 176-ФЗ определяет добровольный отказ от дробления бизнеса как исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.

Поэтому одним из вариантов отказа от дробления будет переход группы компаний на ОСН.

Вопрос 2:
Порядок вступления в силу решения по налоговой проверке, которая выявила у налогоплательщика дробление бизнеса?

Ответ 2:
На основании п. 4 ст. 6 Закона № 176-ФЗ вступление в силу решения по проверке 2022 года в части дробления бизнеса будет приостановлено. Обжалование данного эпизода не повлияет на приостановление вступления в силу решения.

Особый порядок вступление в силу решения по эпизоду дробления регламентирован пунктами 5, 6, 11 Закона № 176-ФЗ:

- решение вступает в силу с даты вступления в силу решения по проверке за 2025 и 2026 гг.;

- если выездная налоговая проверка 2025 и 2026 года не проводилась, то решение вступает в силу с 01.01.2030;

- решение вступает в силу с даты вынесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации проверяемого лица.


Пункт 6 ст. 6 Закона № 176-ФЗ предусматривает вступление в силу решения, которое было приостановлено в порядке п. 4 Закона № 176-ФЗ, с 01.01.2030. Основным условием для применения данного пункта является: отсутствие назначения налоговой проверки за 2025 и 2026 гг.

Одновременно с вступлением в силу приостановленного решения, налогоплательщик с 01.01.2030 освобождается от уплаты налогов, пеней и штрафов по выявленным эпизодам дробления в 2022-2024 гг.

Вопрос 3:
Каким образом, в какой форме и в какой срок налогоплательщик должен заявить о добровольном отказе от дробления?

Ответ 3:
Как таковой формы заявления на отказ от дробления или специальной декларации Законом № 176-ФЗ не предусмотрено. Налогоплательщики, желающие отказаться от дробления, консолидируют доходы взаимозависимых лиц, участвующих в дроблении бизнеса, или ликвидируются (при условии неприменения правопреемниками дробления в будущем).

Вопрос 4:
Можно ли применить амнистию после вынесения решения о проведении налоговой проверки за 2025 – 2026гг.?

Ответ 4:
Статья 6 Закона № 176-ФЗ предусматривает амнистию по дроблению только в случае добровольного отказа от дробления в 2025-2026 гг.

Стоит отметить п. 9 ст. 6 Закона № 176-ФЗ, в котором изложено, что налогоплательщик, отказавшийся от дробления после вынесения решения о проведения выездной проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 гг., может применить амнистию по дроблению только в отношении 2022 и 2023 гг.

Все налоги, пени и штрафы по эпизоду дробления за 2024-2026 гг. будут доначислены налогоплательщику в полном объеме.

Таким образом, отказ от дробления после назначения выездной проверки 2025 и 2026 гг. приведет к доначислению налогов, пеней и штрафов по эпизодам дробления за периоды 2024-2026 гг.

На основании изложенного, с точки зрения минимизации доначисления налогов, пеней и штрафов, отказ от дробления должен произойти с 2025 года. В таком случае, под амнистию попадут 2022-2024 гг. и налогоплательщик не должен будет платить пени и штрафы за 2025-2026 гг.

Вопрос 5:
Когда налоговый орган может назначить налоговую проверку 2025 и 2026 гг. в целях проверки налогоплательщика на отказ от дробления бизнеса?

Ответ 5:
Исходя из буквального толкования п. 5 ст. 6 Закона № 176-ФЗ дробление не должно быть выявлено за налоговые периоды 2025 и 2026 гг. Союз «и» указывается, что под проверку должны попадать оба периода 2025 и 2026 гг.

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ.

Следовательно, решение о проведении выездной проверки 2025 и 2026 гг. может быть вынесено не ранее 01.01.2027 гг.

Вопрос 6:
Можно ли обжаловать решение по налоговой проверке если его вступление в силу приостановлено на основании п. 4 ст. 6 Закона № 176-ФЗ?

Ответ 6:
Согласно п. 4 ст. 6 Закона № 176-ФЗ приостановление вступления в силу решения по проверке в части эпизода по дроблению бизнеса не отменяет право налогоплательщика обжаловать в общем порядке, установленном гл. 19 НК РФ (досудебный порядок) и гл. 24 АПК РФ (судебный порядок).

Таким образом, Общество вправе обжаловать решение в части эпизода по дроблению в досудебном и судебном порядке. Особенностей обжалования Закон № 176-ФЗ не содержит, следовательно, решение налогового органа обжалуется в общем порядке.

________________________________________


Уважаемые коллеги, друзья!

Группа компаний «Налоги и финансовое право» приглашает принять участие в осенней сессии Курса практикующего консультанта «Налоги и налоговое право»: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права 2024.

Дата проведения: 14, 15, 16 октября 2024

В этой сессии рассмотрим самые свежие темы, в том числе вопросы применения ФСБУ, НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, НДФЛ и страховые взносы, изменения в трудовом и гражданском законодательстве, валютные операции и сделки и многое другое.

Курс интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.

В связи с реконструкцией офиса и конференц-зала курс будет проводиться в on-line формате.
Стоимость участия: 19 000,00 руб.

Приглашаем руководителей и собственников бизнеса, руководителей финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан бухгалтерской деятельностью.

Узнать подробности и зарегистрироваться на вебинар можно здесь

Будем рад видеть Вас в числе участников!
________________________________________ 

 


Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws