Фото: riaami.ru |
Напомним, что целью законопроекта является обеспечение заинтересованным лицам гарантированного доступа к консолидированной финансовой отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором.
Одновременно законопроект предполагает сохранение действующих в настоящее время механизмов защиты информации, содержащейся в указанной отчетности, от несанкционированного или нежелательного распространения. Способом, обеспечивающим такие доступ и защиту, является сбор консолидированной финансовой отчетности в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
Реализация указанной цели предусмотрена законопроектом посредством включения консолидированной финансовой отчетности в функционирующий с 2020 года государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), размещенный на официальном Интернет-сайте ФНС России в свободном доступе.
Включение консолидированной финансовой отчетности в ГИРБО упростит поиск заинтересованными лицами такой отчетности, повысит качество, полезность и аналитичность получаемой информации, включая возможность ее обработки и формирования выборки по различным признакам, снизит количество запросов по адресному представлению отчетности, поступающих к составителям от заинтересованных лиц, прежде всего, регулирующих органов.
Законопроект, устанавливая требования централизации консолидированной финансовой отчетности в едином ресурсе, предусматривает следующие процедуры формирования такого ресурса:
- аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности, представляет это заключение, включающее саму консолидированную финансовую отчетность в качестве приложения к нему, в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО;
- аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением о представлении заключения, позволяющим идентифицировать аудиторскую организацию, аудируемое лицо, а также прилагаемую к заключению отчетность;
- порядок представления аудиторского заключения, форма, формат и порядок заполнения уведомления о его представлении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- представление аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО не требует предварительного согласия аудируемого лица, поскольку такое представление осуществляется в силу федерального закона, и не является нарушением аудиторской тайны;
- аудиторская организация информирует аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО.
Положения законопроекта о формировании ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности обеспечит надежность и доверие пользователей к этой отчетности, снижение рисков злоупотребления при ее представлении в единый ресурс, возможность контролировать полноту формирования этого ресурса в силу наличия системы контроля исполнения аудиторской организации своих обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами, повышает ответственность аудиторской организации за качество аудиторских заключений по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности.
В законопроекте процедуры формирования ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности предусмотрены не только в отношении аудиторского заключения, но и в отношении выдаваемого аудиторской организацией отличного от аудиторского заключения документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Наряду с аудиторскими организациями вводимое законопроектом регулирование представления в налоговый орган аудиторского заключения, а также иного документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности распространяется на индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги, отличные от проведения обязательного аудита.
Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ) проектом федерального закона предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ, направленные в том числе на уточнение состава ГИРБО.
Предлагаемое проектом федерального закона регулирование затронет аудиторские организации, которые проводят аудит общественно значимых организаций (по оценке Минфина России, не более 450 аудиторских организаций, т.е. 13 % их общего количества).
Аудиторские организации как налогоплательщики представляют свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде в целях формирования ГИРБО. Этот же способ представления предусматривается проектом федерального закона для представления аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности и иных документов по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в целях формирования ГИРБО.
В связи с этим представление аудиторских заключений (документов по результатам проверки) не потребует от указанных организаций каких-либо дополнительных затрат на перенастройку или доработку своих информационных систем для выполнения обязанности, предусмотренной проектом федерального закона.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Это касается положений пункта 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающих обязанность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, проводивших аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, представлять аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО.
________________________________________
Уважаемые друзья, коллеги!
2024 год подходит к концу. Самое время подводить итоги и строить планы на год следующий.
На 2025 год, в Группе компаний «Налоги и финансовое право» подготовлены мероприятия по самым актуальным темам налогового и бухгалтерского учета, гражданского и хозяйственного права.
Традиционно часть мероприятий будет проводиться как в очном формате, так и в виде вебинара.
Вот что мы запланировали*:
- 16 января: Открытый Налоговый клуб: «Налоговые» последствия наступившего 2025 г.
- 15-17 апреля: Ежегодная научно-практическая конференция: Новая правовая и налоговая реальность 2025. (очно)
- КПК (курс практикующего консультанта) «Налоги и налоговое право» (очно и онлайн). Доступен абонемент на все три курса.
10-12 февраля: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права16-18 июня: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права13-15 октября: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права
- Курс авторских лекций А.В. Брызгалина по вторникам** (проводится в формате вебинара)
4, 11, 18, 25 марта: Налоговое планирование: мифы и реальность5, 12, 19, 26 августа, 2 сентября: Налоги 2025: управление, сложные вопросы, судебные споры11, 18, 25 ноября, 2 декабря: Современная налоговая политика и судебная практика 2024 года
- Открытые чтения А.В. Брызгалина (проводим в зале библиотеки им. В.Г. Белинского, онлайн трансляция из зала)
19 марта, 22 октября: Налоги России: история, современность, будущее
- Сентябрь – декабрь: Серии корпоративных семинаров: «Меняем взгляд на бухгалтерский учет», «Трудовое законодательство» (очно или онлайн)
* - возможны изменения
** - темы вебинаров будут уточняться
Включите наши семинары в свой график.
Будьте в курсе актуальных изменений в сфере налогового, финансового и хозяйственного законодательства.
Оставить заявку или узнать подробности можно:
- здесь
- Екатеринбург: (343) 350-11-62, ул. Луначарского, 77
- Москва: (495) 788-39-51, пр. Мира 102, корп. 1
В это неспокойное время специалисты ГК «Налоги и финансовое право» всегда рядом и готовы дать четкую, понятную и своевременную консультацию. Мы продолжаем помогать нашим клиентам при сопровождении текущих проектов, налоговых проверок и споров и надеемся на скорейшее прекращение турбулентности.
Будьте здоровы и берегите себя!
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620133, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws