Фото: РИА Новости / Алексей Никольский |
Напомним, что целью закона является обеспечение заинтересованным лицам гарантированного доступа к консолидированной финансовой отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором.
Одновременно закон предполагает сохранение действующих в настоящее время механизмов защиты информации, содержащейся в указанной отчетности, от несанкционированного или нежелательного распространения. Способом, обеспечивающим такие доступ и защиту, является сбор консолидированной финансовой отчетности в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
Реализация указанной цели предусмотрена законом посредством включения консолидированной финансовой отчетности в функционирующий с 2020 года государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), размещенный на официальном Интернет-сайте ФНС России в свободном доступе.
Включение консолидированной финансовой отчетности в ГИРБО упростит поиск заинтересованными лицами такой отчетности, повысит качество, полезность и аналитичность получаемой информации, включая возможность ее обработки и формирования выборки по различным признакам, снизит количество запросов по адресному представлению отчетности, поступающих к составителям от заинтересованных лиц, прежде всего, регулирующих органов.
Закон, устанавливая требования централизации консолидированной финансовой отчетности в едином ресурсе, предусматривает следующие процедуры формирования такого ресурса:
- аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности, представляет это заключение, включающее саму консолидированную финансовую отчетность в качестве приложения к нему, в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО;
- аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением о представлении заключения, позволяющим идентифицировать аудиторскую организацию, аудируемое лицо, а также прилагаемую к заключению отчетность;
- порядок представления аудиторского заключения, форма, формат и порядок заполнения уведомления о его представлении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- представление аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО не требует предварительного согласия аудируемого лица, поскольку такое представление осуществляется в силу федерального закона, и не является нарушением аудиторской тайны;
- аудиторская организация информирует аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО.
Положения закона о формировании ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности обеспечит надежность и доверие пользователей к этой отчетности, снижение рисков злоупотребления при ее представлении в единый ресурс, возможность контролировать полноту формирования этого ресурса в силу наличия системы контроля исполнения аудиторской организации своих обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами, повышает ответственность аудиторской организации за качество аудиторских заключений по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности.
В законе процедуры формирования ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности предусмотрены не только в отношении аудиторского заключения, но и в отношении выдаваемого аудиторской организацией отличного от аудиторского заключения документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Наряду с аудиторскими организациями вводимое законом регулирование представления в налоговый орган аудиторского заключения, а также иного документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности распространяется на индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги, отличные от проведения обязательного аудита.
Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ) законом предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ, направленные в том числе на уточнение состава ГИРБО.
Предлагаемое регулирование затронет аудиторские организации, которые проводят аудит общественно значимых организаций (по оценке Минфина России, не более 450 аудиторских организаций, т.е. 13 % их общего количества).
Аудиторские организации как налогоплательщики представляют свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде в целях формирования ГИРБО. Этот же способ представления предусматривается проектом федерального закона для представления аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности и иных документов по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в целях формирования ГИРБО.
В связи с этим представление аудиторских заключений (документов по результатам проверки) не потребует от указанных организаций каких-либо дополнительных затрат на перенастройку или доработку своих информационных систем для выполнения обязанности, предусмотренной проектом федерального закона.
Закон содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Это касается положений пункта 2 статьи 1 закона, предусматривающих обязанность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, проводивших аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, представлять аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО.
________________________________________
Зарегистрироваться
Уважаемые коллеги!
В начале года у всех бухгалтеров и руководителей горячая пора: необходимо готовить годовую бухгалтерскую и налоговую отчетность, вступает в силу новое законодательство, истекают сроки давности.
Как отследить всё самое важное и актуальное? Как не пропустить в рутине действительно серьезные вопросы? Мы поможем во всеоружии встретить нововведения!
Приглашаем принять участие в зимнем Курсе практикующего консультанта (КПК): «Налоги и налоговое право»: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права 2025.
Дата проведения: 10, 11, 12 февраля 2025 с 10.00 (ЕКБ)
Курс поможет во всем разобраться, все систематизировать и разложить по полочкам.
В февральской сессии мы поможем подготовиться к сдаче годового отчета 2024, разберемся в новой учетной политике, в том, как подтвердить расходы на привлечение подрядчиков и во многом другом. Традиционно наши эксперты ответят на самые сложные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, трудового, административного и гражданского права.
Курс будет интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.
В связи с реконструкцией нашего офиса курс проводится в режиме видеоконференцсвязи.
Все записи остаются в копилке участников.
Узнать программу и записаться на курс можно по ссылке: https://www.cnfp.ru/uchebnyy-centr/opisanie-meropriyatiy/KPK-Febr-2025
Для вас мы предусмотрели возможность приобрести все три курса единым пакетом, купив годовой абонемент Участника.
Экономия и отличная возможность получить полезные знания от экспертов по привлекательной цене!
Абонемент можно заказать и оплатить до 7 февраля 2025 года за все 3 курса текущего года:
- 1 курс вебинаров 10, 11, 12 февраля 2025 года
- 2 курс вебинаров 16, 17, 18 июня 2025 года
- 3 курс вебинаров 13, 14, 15 октября 2025 года
До встречи на наших курсах!
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws