![]() |
Фото: Арбитражный суд города Москвы |
Фабула дела: ФНС России на основании решения от 29.12.2020 провела проверку в отношении сделок Общества с Иностранной организацией, совершенных в 2017 году.
По результатам налоговой проверки Обществу (Заказчику услуг) доначислили налог на прибыль в размере 177 163 058 руб. вследствие завышения цены в контролируемых сделках с Иностранным исполнителем.
При расчете рыночной цены вознаграждения ФНС применила метод сопоставимой рентабельности. Общество обжаловало решение о назначении проверки, ссылаясь на то, что двухлетний срок, предусмотренный НК РФ для назначения ТЦО-проверки, в его случае должен исчисляться с момента представления первичного, а не уточненного уведомления о контролируемых сделках.
Налогоплательщик обосновывал свою позицию тем, что в уточненном уведомлении сведения о сделке с Иностранным исполнителем не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении.
Общество в рамках дела № А40-36350/2021 обжаловало решение о назначении проверки, ссылаясь на то, что двухлетний срок, предусмотренный НК РФ для назначения ТЦО-проверки, в его случае должен исчисляться с момента представления первичного, а не уточненного уведомления о контролируемых сделках. Налогоплательщик обосновывал свою позицию тем, что в уточненном уведомлении сведения о сделке с Иностранным исполнителем не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении.
В рамках дела № А40-36350/2021 суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения о назначении проверки.
Определением судьи Верховного Суда РФ было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ.
Тогда Общество обратилось в КС РФ, который в Постановлении от 14.07.2023 № 41-П указал, что исчисление двухлетнего срока со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика, независимо от объема, содержания и характера уточняемых сведений, не соответствует Конституции РФ.
Следовательно, в случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки, двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления.
В связи с этим КС РФ в числе прочего постановил пересмотреть судебные решения по делу Общества в установленном порядке.
При новом рассмотрении дела решением АС города Москвы Обществу вновь было отказано в удовлетворении заявленного требования. Однако апелляционная инстанция признала решение ФНС России о назначении проверки недействительным, что впоследствии подтвердила и кассация. Определением ВС РФ ФНС России было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в СКЭС ВС РФ.
Пока шло разбирательство по этому делу, Федеральным законом от 26.02.2024 № 39-ФЗ в п. 2 ст. 105.17 НК РФ были внесены изменения, которыми специальный двухлетний срок для назначения ТЦО-проверки с момента предоставления уведомления был исключен.
С 26.03.2024 ФНС России должна принимать решения о назначении ТЦО-проверки без учета даты получения уведомления о контролируемых сделках, что, как было отмечено в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, позволит исключить возникновение споров о порядке исчисления такого срок.
Примечательно то, что пока оспаривалось решение о назначении проверки, ФНС России проверку провела и вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу и доначислили налог на прибыль за 2017 год в размере 177 млн рублей.
Не согласившись с законностью решения, налогоплательщик снова обратился в суд, но уже с требованием отменить решение по результатам проведенной проверки (дело № А40-74689/2024).
Налогоплательщик, в частности, ссылался на незаконность решения о назначении проверки, в связи с чем незаконно и решение, вынесенное по ее итогам.
Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, указав следующее:
• из изложенных обстоятельств следует, что оспариваемое Решение на дату его вынесения было принято с нарушением действующего законодательства и повлекло нарушение прав и законных интересов Общества независимо от дальнейших действий налоговых органов.
По мнению суда, признание решения ФНС России о назначении проверки влечет недействительность и обжалуемого решения по результатам проверки.
• доводы налогоплательщика и налогового органа относительно фактических обстоятельств, установленных в ходе проведения налоговой проверки, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует закону, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу положений ст. 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
________________________________________
Уважаемые коллеги, друзья!
2025 год знаковый для российского налогообложения. В начале года произошли серьезные изменения в налоговом администрировании и налоговом контроле. Законодатели в режиме реального времени выпускают пояснения к изменениям в Налоговом Кодексе – донастройка налоговой системы идет полным ходом. Мы внимательно собираем и структурируем всю информацию и передаем её участникам наших серий и курсов. Главным бухгалтерам, собственникам и руководителям это помогает вдумчиво и ответственно принимать решения, связанные с бизнесом. Неизменной ценностью наших вебинаров остается выверенная и четко структурированная информация в важных для бизнеса вопросах налогообложения и управления.
Именно поэтому 11 марта стартует серия вебинаров: «Налоговая донастройка в действии. Налоговые итоги 2024 и начала 2025 года» в которой собраны темы, интересные для любой отрасли и любой организации.
В серию вошли четыре встречи on-line – 11, 18, 25 марта, 1 апреля. Каждый вторник с 10.00 (время московское) 2-3 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Помимо актуальной налоговой политики и судебной практики по налоговым и финансовым спорам, автор серии, Аркадий Викторович Брызгалин, расскажет почему «дробление» является очень популярным и опасным методом агрессивной налоговой оптимизации, рассмотрит новые тренды в судебной практике по спорам, связанным с обвинениями налогоплательщика по дроблению бизнеса, разберет кейсы, подведет первые итоги «амнистии для дробления», даст конкретные рекомендации. Новая тема серии - Инвестиции и налоги, в рамках которой Аркадий Викторович рассмотрит новое в законодательстве об инвестиционной деятельности, проанализирует налоговые риски и судебную практику по налоговым спорам.
Темы лекций:
11 марта - Новая налоговая политика в действии. Влияние налоговых итогов 2024 года на первые налоговые события 2025 года. Только самое важное и актуальное!
18 марта - Судебная практика по налоговым спорам в 2024 и в начале 2025 гг.: новости, прецеденты, тенденции
25 марта - NEW Инвестиции и налоги. Анализ современной ситуации по налоговым рискам, связанным с осуществлением инвестиционной активности. Новое в законодательстве и судебная практика 2023-2025 гг.
1 апреля - «Дробление бизнеса» и современные правовые и организационные бизнес-решения. «Амнистия для дробления» как правильно и оптимально отказаться от «схемы дробления»
Приглашаю руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.
Стоимость участия в полной серии: 23 000,00 руб./19 000,00 (запись) НДС включен.
Стоимость участия в одной лекции: 6 300,00 руб./5 300,00 (запись) НДС включен.
Предусмотрена система скидок!
Слушателям полной серии будет оформлена подписка на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (1 квартал 2025 года).
Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.
Будем рады видеть Вас в числе участников!
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws