среда, 19 марта 2025 г.

СовФед одобрил закон о совершенствовании организации местного самоуправления в РФ

Фото: echomsk.spb.ru
14 марта Совет Федерации своим постановлением одобрил Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесённый в ГосДуму ещё в 2021 году (законопроект № 40361-8).

Напомним, что законом предусматривается следующее:

1. Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан.

Органы местного самоуправления представляют собой одну из форм его осуществления.

2. Законом подчеркивается правовая природа местного самоуправления - целью самоорганизации граждан признается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

3. В соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроектом выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления.

Закон предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления.

Кроме того, существование конструкции, предполагающей закрепление в федеральном законодательстве и вопросов местного значения и полномочий по их решению приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов местного самоуправления, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с закрепленными в федеральных законах полномочиями.

Законом предусматривается закрепление непосредственно полномочий органов местного самоуправления.

4. Предусматривается, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения.

Одноуровневая организация местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Предлагаемый подход, учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, передачи поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений (в отдельных случаях вплоть до 100%), позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности.

5. Сохраняется разделение на городские и муниципальные округа.

При этом критериями выступают действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения на территории городского округа.

За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий.

Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

6. Законом предусматривается три вида преобразования муниципальных образований: объединение, разделение и изменение вида муниципального образования (например, городской округ при несоблюдении установленных для него требований должен быть преобразован в муниципальный округ).

7. Структура органов местного самоуправления остается неизменной.

Ее составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

8. Законом предусматривается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования - муниципальные выборы.

9. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования.

Избрание представительным органом муниципального образования осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ.

10. Глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ, всегда возглавляет местную администрацию.

11. Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта РФ.

Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Также высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта РФ.

При этом, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта РФ предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации указанными должностными лицами не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения объявления выговора, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации.

12. Законом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования, со сроком полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования.

Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

13. В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность.

14. Укрепляется статус и главы местной администрации.

Закон предусматривает, что глава местной администрации замещает муниципальную должность.

15. В целях обеспечения учета интересов населения в отдельных населенных пунктах законопроектом предусматривается, что в структуру местной администрации городского округа, муниципального округа, как правило, входят территориальные органы местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить и отраслевые (функциональные) органы местной администрации.

При этом руководители территориальных и отраслевых органов местной администрации также замещают муниципальные должности.

16. Для всех должностных лиц местного самоуправления, под которыми понимается лицо, замещающее муниципальную должность, либо заключившее контракт (трудовой договор), наделенное в соответствии с уставом муниципального образования исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, устанавливается единый срок полномочий - пять лет.

17. Закон обеспечивает исполнение отдельных решений Конституционного Суда РФ.

Так в частности, предусматривается, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение (опубликование) в сетевом издании.

При этом в случае, если первое размещение (опубликование) муниципальных правовых актов осуществляется в сетевом издании, в муниципальном образовании обеспечивается создание одного или нескольких пунктов подключения к сети «Интернет», доступных для их использования неограниченным кругом лиц.

Законом предусматривается, что избрание главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава проводится, как правило, на первом заседании представительного органа муниципального образования нового созыва.

Если кандидат на должность главы муниципального образования не набрал необходимое число голосов, полномочия главы муниципального образования до дня избрания главы муниципального образования в установленном порядке и вступления его в должность в торжественной обстановке в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Также законом предлагается установить, что полномочия главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования, начинаются со дня его избрания и вступления в должность в торжественной обстановке в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, и прекращаются в день проведения представительным органом муниципального образования нового созыва заседания, на котором рассматривается вопрос об избрании главы муниципального образования.

Такой подход к разграничению сроков полномочий глав муниципальных образований обеспечивает осуществление выраженного на муниципальных выборах волеизъявления большинства избирателей и принцип сменяемости власти.

18. В соответствии с законопроектом порядок принятия представительным органом муниципального образования решений определяется уставом муниципального образования.

При этом решение представительного органа муниципального образования, в том числе устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, не может считаться принятым, если за него проголосовало менее половины от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Такой подход позволит обеспечить легитимность принимаемым представительным органом муниципального образования решениям.

19. Законом уточняется перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Наряду с предусмотренными законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.

20. Законом предлагаются положения о международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления.

Предусматривается формирование и ведение перечня соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления.

Определяется, что международные и внешнеэкономические связи осуществляются органами местного самоуправления в целях решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в порядке, установленном законом субъекта РФ.

21. Законом предусматривается право отдельных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (с учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и РФ), иметь официальные символы населенного пункта.

________________________________________
 

Зарегистрироваться

Уважаемые коллеги, друзья!

2025 год знаковый для российского налогообложения. В начале года произошли серьезные изменения в налоговом администрировании и налоговом контроле. Законодатели в режиме реального времени выпускают пояснения к изменениям в Налоговом Кодексе – донастройка налоговой системы идет полным ходом. Мы внимательно собираем и структурируем всю информацию и передаем её участникам наших серий и курсов. Главным бухгалтерам, собственникам и руководителям это помогает вдумчиво и ответственно принимать решения, связанные с бизнесом. Неизменной ценностью наших вебинаров остается выверенная и четко структурированная информация в важных для бизнеса вопросах налогообложения и управления.

Именно поэтому 11 марта стартует серия вебинаров: «Налоговая донастройка в действии. Налоговые итоги 2024 и начала 2025 года» в которой собраны темы, интересные для любой отрасли и любой организации.

В серию вошли четыре встречи on-line – 11, 18, 25 марта, 1 апреля. Каждый вторник с 10.00 (время московское) 2-3 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. Помимо актуальной налоговой политики и судебной практики по налоговым и финансовым спорам, автор серии, Аркадий Викторович Брызгалин, расскажет почему «дробление» является очень популярным и опасным методом агрессивной налоговой оптимизации, рассмотрит новые тренды в судебной практике по спорам, связанным с обвинениями налогоплательщика по дроблению бизнеса, разберет кейсы, подведет первые итоги «амнистии для дробления», даст конкретные рекомендации. Новая тема серии - Инвестиции и налоги, в рамках которой Аркадий Викторович рассмотрит новое в законодательстве об инвестиционной деятельности, проанализирует налоговые риски и судебную практику по налоговым спорам.

Темы лекций:

11 марта - Новая налоговая политика в действии. Влияние налоговых итогов 2024 года на первые налоговые события 2025 года. Только самое важное и актуальное!

18 марта - Судебная практика по налоговым спорам в 2024 и в начале 2025 гг.: новости, прецеденты, тенденции

25 марта - NEW Инвестиции и налоги. Анализ современной ситуации по налоговым рискам, связанным с осуществлением инвестиционной активности. Новое в законодательстве и судебная практика 2023-2025 гг.

1 апреля - «Дробление бизнеса» и современные правовые и организационные бизнес-решения. «Амнистия для дробления» как правильно и оптимально отказаться от «схемы дробления»

Приглашаю руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.

Стоимость участия в полной серии: 23 000,00 руб./19 000,00 (запись) НДС включен.

Стоимость участия в одной лекции: 6 300,00 руб./5 300,00 (запись) НДС включен.

Предусмотрена система скидок!

Слушателям полной серии будет оформлена подписка на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (1 квартал 2025 года).

Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.

Будем рады видеть Вас в числе участников!
________________________________________




Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws